Что называется публичной формой собственности

Рассмотрим следующий вопрос: "Что называется публичной формой собственности". Если необходимы утонения, то обратитесь к дежурному специалисту.

Что называется публичной формой собственности?

Главная » Кадастр » Общие вопросы » Что называется публичной формой собственности?

Как известно, в современном государстве существует два варианты собственности, публичная и частная. И если второй вариант предполагает владение граждан, то первый владения самого государства и его субъектов.

Главная особенность публичной собственности в том, что полностью государство ее не использует. Отсюда и вытекает вопрос, а для чего она существует, и как используется в действительности?

Что такое публичная форма собственности и какой она бывает?

Государство, несмотря на всю свою власть, такой же участник различных общественных отношений. Оно может даже выступать в суде (разумеется, через представителя). Отсюда возникает момент и с собственностью, которой государство и его субъекты также обладают.

И, несмотря на то, что государство может регулировать и контролировать общество, оно должно помнить о том, что всегда необходимо соблюдать интересы граждан, в том числе в части определения форм собственности.

Публичная собственность особенна тем, что к ней гражданам доступ закрыт, а если и открыт, то ограничен и контролируется государством и его органами. Отсюда вытекает разделение публичной формы владения имуществом.

Собственником может выступать либо самого государство, либо его субъекты (например, область или край, либо муниципалитет, то есть определенное образование, например, населенный пункт). Все это в целом образует публичную форму владения, которая никак не будет касаться граждан.

Преимущества публичной формы собственности

Большое количество граждан сталкиваются с муниципальным жильем. Смысл в том, что они живут в квартире, которая принадлежит муниципалитету, и при этом стремятся переоформить ее на себя.

О землях специального назначения читайте тут.

Однако спешить с этим не стоит, так как публичная собственность также может иметь ряд преимуществ:

  • Отсутствие налогов на имущество, а если таковой и определяется, то по заниженной ставке;
  • Муниципалитет всегда делает так, чтобы жилье соответствовало всем требованиям и нормам, а если этого не происходит, то предлагает иной вариант квартиры;
  • Если квартира будет утрачена, то органы власти всегда предоставят другое жилье, в то время как при частном владении делать это придется своими силами;
  • Обеспечение защиты от мошенничества, так как квартиры муниципалитета нельзя кому-то подарить, или продать, переписать на другого человека или совершить иные подобные сделки.

То есть публичная собственность более защищена, а граждане, проживающие в ней, имеют больше гарантий на то, что не окажутся на улице ни при каких ситуациях.

Недостатки публичной формы собственности

Говоря о недостатках публичной собственности, следует уделить особое внимание двум из них. Первый, отсутствие возможности совершать сделки. С одной стороны, это защищает от мошенников и прочих неприятностей с реализацией имущества.

С другой стороны, не дает в полной мере распорядиться жильем. Однако закон не ограничивает граждан и даже им возможность переоформить квартиру, если это на самом деле необходимо.

Второй недостаток — это зависимость от государства, которое и является владельцем имущества. Именно оно будет решать судьбу квартиры.

Да, на улицу выгнать людей никто не может, всегда гарантируется замена жилья при необходимости или сниженный уровень ответственности граждан, но по сути, люди не могут свободно рассчитывать на квартиру, опять-таки, совершать с ней сделки.

Кроме того, всегда существует контроль над жильцами и немедленное выселение в случае неуплаты по счетам.

Что означает публичная форма собственности земельного участка

Под публичной формой собственности подразумевают отнесение объекта недвижимости к образованию публично-общественного характера, в свою очередь, под последним имеется ввиду государство в общем, отдельный субъект федерации или же муниципалитет.

Таким образом, множество московских построек пребывает в публичной собственности, то есть ими владеет государство. Для перевода подобной недвижимости в частную собственность, нужно выполнить процесс приватизации. Только таким образом квартира может быть действительно вашей.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Публичная форма собственности: что означает

Действующее законодательство относит государство, согласно сложившимся правовым традициям, к особенным, полностью обособленным субъектам вместе с юридическими и физическими лицами. В подобном правовом статусе, оно может являться самостоятельным субъектом права собственности (выступать собственником).

Одной из важных особенностей правового статуса любого из субъектов, отнесенных к публичной собственности, является наличие у них особенных властных функций, которые позволяют им утверждать нормативные акты, регламентирующие порядок, согласно которому они могут реализовать свои права на собственность, а также в интересах общественности.

Согласно российскому законодательству, у публичной собственности имеется две разновидности: муниципальная и государственная.

Собственность государства можно охарактеризовать множеством различных субъектов, среди которых, в общем, вся Российская Федерация (если говорить об имуществе, представляющем федеральную собственность) и отдельные ее субъекты: республика, область и т. д. (по отношению к имуществу, являющемуся их собственностью).

Из этого следует, что в качестве субъектов права госсобственности могут выступать определенные образования государственного значения: в общем – РФ и территориальные единицы, входящие в ее состав (это может быть республика, край и т. д., однако, речь не идет о властных органах либо органах управления).

Как оформить право собственности на земельный участок, если нет документов?
Читайте так же:  Что в ближайшем будущем изменится для садоводческих товариществ

Как бесплатно получить землю в собственность от государства, читайте тут.

Упомянутые последними принимают участие в обороте имущества в качестве гособразования, и с учетом их компетенции выполняют определенные права публичного собственника (статья 125 Гражданского кодекса).

Собственность муниципалитета является публичной, и не относится к частной, так как субъекты ее относятся к структуре публично-правовых образований. Муниципальная собственность не относится к разновидности госсобственности, а является полноценным видом публичной собственности.

Это связано с тем, что муниципальные образования нельзя считать образованиями государственного типа (на этой позиции основывался действовавший раньше Закон о собственности).

Но как отдельные участники имущественных правоотношений, у них появляется отдельный публично-правовой статус. По этой причине, их позиция как собственников основывается на модели госсобственности.

В список субъектов права муниципальной собственности, согласно пункту 1 статьи 215 Гражданского кодекса, входят поселения сельского и городского типа и прочие муниципальные образования в общем.

Наделяться правомочиями собственника (муниципального образования), выступая от его имени в рамках ограниченной компетенции, могут определенные органы, согласно пункту 2 статьи 215 Гражданского кодекса, но перенять полностью права собственника конкретного имущества они, все же, не могут.

Вопрос определения муниципального или госоргана, имеющего право представления, в ряде имущественных правоотношений, интересов определенного образования (муниципального или же государственного), разрешается компетенцией подобного органа, установленной законодательно.

К примеру, при отчуждении имущества муниципального или государственного вида в частный вид собственности в ходе приватизационного процесса, от имени владельца и с учетом положения о приватизации предприятий муниципального или госзначения, действуют управляющие имуществом фонды и комитеты.

Собственниками акций и долей участия предприятий, прошедших приватизацию, являются определенные фонды, отвечающие за государственное имущество.

А в ходе реализации с аукционов контрабандных предметов, чья конфискация произведена в государственную пользу, права стороны-отчуждателя могут делегироваться соответствующим органам таможни.

Если затрагивается вопрос о приобретении или продаже имеющихся в госвладении памятников истории и культуры, то действия эти выполняются с привлечением стороны, уполномоченной на выполнение охраны подобных памятников (Министерство культуры и его органы).

Когда же говорится об ответственности имущественного характера гособразований, то в качестве ответчика, в большей части случаев, выступают отдельные органы Минфина.

Однако в каждом из указанных случаев, в качестве стороны определенных видов правоотношений, в юридическом плане является именно государство или же его публично-правовые образования, но не органы.

Публичная форма собственности: плюсы и минусы

Какими преимуществами обладает публичная форма собственности?

Большая часть из тех людей, кто снимает госквартиры, стремятся как можно быстрее провести их приватизацию. Однако необходимости делать этого нет.

Это связано с тем, что даже такое, находящееся в собственности у публичного образования жилье, имеет ряд весьма значимых преимуществ, в список которых включено:

  • Отсутствие обязательных налоговых платежей за недвижимость. Сумма сбора в объеме от 0,3 до 2 процентов от стоимости жилья по кадастру оплачивается исключительно владельцами. Наниматели в подобных выплатах участия не принимают;
  • Наличие возможностей улучшить жилищные условия. При несоответствии параметров квартир санитарным нормам, вам будет предоставлено жилье с большей площадью. В тот же момент, частная собственность предусматривает ее замену (с помощью государства) лишь на идентичную жилплощадь;
  • Передача иной квартиры на замену той, что была утрачена. При возникновении повреждений жилья по причине форс-мажора, государство обязано будет предоставить жилье;
  • Наличие защиты от мошеннических действий. Государственное жилье невозможно просто перевести на любое лицо. По этой причине, злоумышленники даже не предпринимают никаких действий по завладению жильем, имеющим подобный статус.

Активная практика публичной формы собственности действовала в советские времена. И сейчас множество жилых домов пребывает в госсобственности. При этом целый перечень преимуществ выгодно выделяет их на фоне той же частной собственности.

Имеет ли публичная собственность минусы

Многие московские квартиры имеют два минуса, и для многих они являются существенными. Первое, такую недвижимость не реализуешь, не подаришь, не обменяешь и т. п.

Поскольку владельцем квартиры является именно государство, то ему и принадлежит право решения дальнейшей судьбы недвижимости.

Вторым минусом являет весомый риск лишения жилплощади. При нарушении нанимателями закона, их могут вполне законно выселить, причем, не предоставляя иного жилья.

Если же происходит выселение добросовестных граждан, государство должно предоставлять жилье. Когда же идет речь о собственнике квартиры, его выселение из дома будет неправомерным.

По этой причине, чтобы иметь возможность распоряжения своим имуществом на полных основаниях, необходимо выполнить приватизацию. Однако не спешите проводить приватизацию аварийного жилья, поскольку предоставление жилья взамен, в таком случае, не предусмотрено.

[1]

Проявление публичной формы собственности характеризуется тем, что недвижимость принадлежит определенному гособразованию. Граждане, проживающие в подобной недвижимости, являются нанимателями.

Если у вас в пользовании имеется такая квартира, то ответственности за нее на ваших плечах меньше. Но также уменьшается и объем прав по использованию жилья.

По этой причине, нужно взвесить все за и против, и определиться, переводить ли недвижимость в частную собственность или оставить все как есть.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

[3]

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Что такое публичная форма собственности?

Публичная форма собственности — это принадлежность объекта недвижимости к публично-общественному образованию, которым является все государство в целом, конкретный субъект федерации или муниципалитет. Поэтому многие Московские постройки, находящееся в публичной собственности, иными словами принадлежат государству. И чтобы перевести их в разряд собственности частной, требуется провести процедуру приватизации. Только так ваша квартира сможет стать по-настоящему вашей.

Читайте так же:  Кто недостойный наследник по закону

В чем преимущества публично формы собственности?

Многие наниматели государственных квартир стараются как можно быстрее их приватизировать. Но это не обязательно делать. Ведь даже жилье, принадлежащее публичному образованию (области, краю, горсовету) имеет ряд преимуществ, куда входит:

•Отсутствие налога на недвижимость. Сбор в размере 0,3% — 2% от кадастровой стоимости жилья выплачивается только собственниками, но не нанимателями квартир;

•Большие возможности по улучшению жилищных условий. Если размеры «публичной» квартиры не соответствуют санитарным нормам, то вам предоставят более просторное жилье. В то время как частная собственность может быть заменена (при помощи государства) только на равнозначную квартиру;

•Предоставление другой квартиры в замен утраченной. В случае повреждения квартиры в результате форс мажора государство должно предоставить вам жилье;

•Защита от мошенников. Государственное жилье нельзя просто так переписать на постороннего человека. Поэтому злоумышленники редко пытаются отобрать у нанимателей такую недвижимость.

Публичная форма собственности активно практиковалась в Советском Союзе. Сегодня многие жилые дома находятся в собственности государства. Но данный ряд преимуществ делает их во многом не хуже частной недвижимости.

Минусы публичной собственности

У таких московских квартир существует всего два минуса, которые для многих являются серьезными. Во-первых, данную недвижимость нельзя продавать, дарить, менять и тд. Собственником ваших квадратных метров является государство, и только оно может решать судьбу жилья.

Из этого следует и второй минус — это риск лишиться квартиры. Если наниматель недвижимости постоянно нарушает закон, мешая спокойно проживать соседям, то его могут выселить без предоставления другой квартиры. А при выселении добросовестных граждан государство предоставляет равнозначное жилье. Но при этом собственника квартиры выселить из дома не имеет права никто.

Поэтому чтобы распоряжаться своей собственность полноправно необходимо провести приватизацию. Но не стоит приватизировать аварийное жилье. Ведь с таком случае, вам не предоставят замену ветхой квартиры.

Публичная форма собственности проявляется в том, что недвижимость принадлежит тому или иному государственному образованию. А жители такой недвижимости всего лишь социальные квартиросъемщики. Если у вас есть такая квартира, то вы несете за нее меньшую ответственность. Хотя и свобод в праве ее использования у вас также меньше. Поэтому стоит основательно подумать над тем, переводить ли жилье в частную собственность или оставить все «на своих местах».

Объекты права публичной собственности

В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать

· различные виды недвижимости, вклю­чая земельные участки, жилые и нежилые помещения, здания и соору­жения производственного и непроизводственного назначения, а также

· оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и

· предметы бытового, потребительского характера;

· принадлежащие публично-правовым образова­ниям ценные бумаги, валютные ценности, а также различные памят­ники истории и культуры.

Видео (кликните для воспроизведения).

Российская Федерация и ее субъекты могут быть собственниками любого имущества, в том числе изъятого из оборота или ограниченного в обороте (ст. 129 ГК). Фактически субъекты РФ в настоящее время яв­ляются собственниками лишь отдельных видов изъятого из оборота иму­щества.

Муниципальные же образования могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества только по специальному указанию закона и не вправе иметь в собственности вещи, изъятые из оборота.

Объекты публичной собственности распределяются между Рос­сийской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образова­ниями как самостоятельными собственниками принадлежащего им имущества. Порядок отнесения государственного имущества к феде­ральной собственности и к собственности субъектов РФ должен уста­навливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК). Применительно к земельным участкам этот вопрос решается ст. 16-19 ЗК РФ.

Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресур­сы, могут находиться только в федеральной или в государственной собственности субъектов РФ, но не в муниципальной (и не в част­ной) собственности. К ним относятся участки недр, водные объекты (кроме обособленных — прудов и т.п.), природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.), земли особо охраняемых природных территорий. Они, однако, могут передаваться другим ли­цам в пользование (аренду), что позволяет относить их к вещам, су­щественно ограниченным в обороте.

В собственности субъектов РФ может находиться только имущество, необходимое для осуществления возложенных на них за­конодательством полномочий, а также для обеспечения деятельности их органов власти, должностных лиц и других работников. Перечни такого имущества должны устанавливаться законами субъектов РФ.

Имущество, составляющее собственность субъектов РФ, образуется за счет федерального имущества в случаях его прямой передачи (отчуждения) от Российской Федерации в собственность ее со­ответствующего субъекта.

В собственности муниципальных образований также может находиться лишь то имущество, которое предназначено для решения ими вопросов местного значения или осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц и других работников.

Имущество, находящееся в собственности субъектов РФ или му­ниципальных образований и не отвечающее названным требованиям, подлежит либо перепрофилированию (изменению целевого назначе­ния), либо передаче другим субъектам публичной собственности, либо отчуждению (приватизации). Тем самым установлен принцип целево­го характера публичного имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности. Он направлен на дальнейшее ограничение непосредственного участия публично-пра­вовых образований в экономической деятельности.

37. Право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом:

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это вещные праваюридических лиц по использованию чужого имущества. В возникающих при этом отношениях участвуют: пользователь чужого имущества (юридическое лицо) и собственник, закрепивший свое имущество за пользователем. Назначение этих вещных прав – оформить имущественное положение юридических лиц, не являющихся собственниками, в целях создания возможности для их самостоятельного участия в гражданском обороте.

Читайте так же:  Получение больничного листа

Субъекты (носители) этих прав – только юридические лица, существующие в форме предприятия и учреждения. Субъекты права хозяйственного ведения – государственные и муниципальные предприятия, а субъекты права оперативного управления – казенные предприятия и учреждения.

Различия между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления:в содержании и объеме правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество.

Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения не может самостоятельно распоряжаться имеющейся у него недвижимостью, но при этом оно может самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. При этом праве собственник имущества (учредитель предприятия), закрепивший свое имущество за предприятием, сохраняет право на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, право осуществления контроля за имуществом, право на получение части прибыли.

Право оперативного управления – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник (учредитель предприятия) вправе изъять у субъекта права оперативного управления свое имущество, закрепленное за ним, и распорядиться им по своему усмотрению, если имущество: используется не по назначению; оказалось лишним.

Особенности полномочия распоряжения имуществом у субъектов этого права различны. Казенное предприятие не имеет права распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом (движимым и недвижимым) без согласия собственника. Собственник казенного предприятия самостоятельно устанавливает порядок распоряжения доходами казенного предприятия. Учреждение не имеет права распоряжаться закрепленным за ним имуществом. За него по его просьбе это делает собственник учреждения.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом собственникавозникают у предприятия и учреждения лишь с момента фактической передачи имущества. Этот момент определяется датой утверждения баланса предприятия или датой поступления имущества по смете. Право хозяйственного ведения и оперативного управления сохраняется за их обладателями и в случае смены собственника, т. е. действует право следования.

38. Понятие и принципы приватизации государственного и муниципального имущества: Приватизация — отчуждение (переход) не­движимого имущества из государственной или муниципальной собст­венности в частную собственность граждан или определенных юриди­ческих лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных об­ществ (удостоверенных ими прав).

Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сдел­ки по приобретению в частную собственность приватизируемого иму­щества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего — до­говорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок за­ключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватиза­ции конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего пра­вомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества дол­жен выступать публичный собственник. Согласно действующему Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» функциями по приватизации по общему правилу об­ладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные го­сударственные учреждения (п. 1 ст. 6). Аналогичным образом организу­ется приватизация государственного и муниципального имущества.

В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст. 5 Закона о приватизации могут выступать любые фи­зические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в ус­тавном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений — не­собственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.

В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

1. имущественные комплексы унитарных предприятий, причем со­вместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, п. 2 ст. 28ст. 28 Закона о приватизации);

2. отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строи­тельство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими зе­мельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);

3. акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);

4. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);

5. земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);

6. жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находя­щегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движи­мое имущество переходит из публичной в частную собственность в ре­зультате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продук­ции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8811 —

| 7169 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Что такое публичная собственность на земли и недвижимость, отличие от частной

С распадом Советского Союза, все недвижимое имущество, которое при существовавшем ранее режиме считалось собственностью государства, плавно перешло во владения Российской Федерации, которая была объявлена правопреемницей СССР. Примерно такое же положение было введено в отношении всего недвижимого имущества во всех вновь образовавшихся на постсоветском пространстве стран.

Однако вновь выбранный режим подразумевал ограничение права государства во владении имуществом и другими экономическими благами в пользу частных лиц. Но сразу передать все земли и здания во владение граждан было не целесообразным. Таким образом, в России были внедрены понятия частной и публичной собственности.

Читайте так же:  Правовой режим земель сх назначения

Публичная собственность

Понятие публичной собственности, как уже говорилось, появилось в законодательстве Российской Федерации лишь после распада СССР. Публичная форма собственности на квартиру или землю — это права государства, его субъектов на владение, пользование и распоряжение имуществом.

Однако у такого права, в отличии от частной собственности, есть некоторые ограничения:

  1. Указанные правомочия не могут реализоваться в интересах отдельных граждан, за исключением случаев социальной поддержки уязвимых слоев населения.
  2. Прибыль, полученная в результате реализации полномочий, может быть использована лишь для обеспечения социально-экономических нужд общества.
  3. Порядок использования такой собственности и конкретные случаи должны быть отражены в НПА и доступны для публичного ознакомления.
  4. Распоряжение таким имуществом осуществляется лишь лицами, специально уполномоченными на то народом России, Конституцией и законами.

Таким образом, ограничивается возможность государства и отдельных должностных лиц злоупотребить предоставленными полномочиями. Не стоит забывать о том, что согласно Конституции публичная форма собственности значит, что принадлежит оно всему обществу в целом, а не только государственным органам и должностным лицам.

Но в целом, в зависимости от вида публичной собственности указанные ограничения могут быть расширены либо сокращены.

Права государства на землю

Перед тем, как начать разбираться с субъектами права публичной собственности на земельные владения, необходимо уточнить, что из себя представляет государство. В случае с Российской Федерацией, согласно законодательству, государством принято называть совокупность федеральных органов власти.

Региональные властные структуры отмечаются термином муниципалитеты.

Это очень важно, ведь публичная собственность включает в себя и имущество федеральных органов и имущество региональных структур власти. Но между тем по правовому статусу земля под контролем федеральных органов отличается от владений региональных властей.

Так, в перечень земель, находящихся в государственной собственности, относятся следующие виды:

  • земли заповедников и иных природоохранных зон;
  • земли приграничных территорий;
  • земли путей федерального значения;
  • места расположения стратегических полезных ископаемых;
  • зоны могильников вредных отходов;
  • территории лесов и водных объектов.

Все остальные земли являются собственностью муниципалитетов и ими могут распоряжаться лишь региональные власти.

Собственность муниципалитетов в отношении земель

Региональные власти, власти населенных пунктов правомочны самостоятельно распоряжаться находящимся в их владении публичными земельными участками. Распоряжение муниципальной собственностью должно производиться в рамках установленных Конституцией и законами Российской Федерации.

Распоряжаться муниципальные власти вправе:

  • землями сельскохозяйственного назначения;
  • территориями населенных пунктов, не находящихся в частной собственности.
  • землями запаса.

Для обеспечения нужд общества земля или квартира могут быть реквизированы и переведены из частной собственности в публичную, муниципальную собственность. Общими формами изъятия частных земельных владений являются:

Конфискация земли, как вид изъятия имущества, представляет собой безвозмездное изъятие из частного владения в случаях, когда это владения являлось незаконным согласно нормам Гражданского Кодекса. По другим причинам конфискация не допускается.

Права муниципалитетов в отношении земель в публичной собственности ограничены также территориями соответствующих административно-территориальных образований. Один субъект федерации не вправе вмешиваться в процессы реализации прав другого. Возникающие в этой связи споры между различными муниципальными органами одного уровня разрешаются соответствующим федеральным органом.

Отличие публичной собственности от частной

Главной отличительной особенностью публичной формы собственности, как уже говорилось, является отсутствие конкретных лиц, кому данная собственность принадлежит. Как определяет Конституция РФ, публичное имущество, находящееся в распоряжении государства или муниципальных образований принадлежит всему народу, и блага от ее эксплуатации предназначаются для выполнения обязанностей государства и муниципалитетов перед гражданами.

Частной же собственностью могут распоряжаться конкретные лица, которые правомочны пользоваться благами, полученными в результате пользования такими землями по своему усмотрению в форме и целях, не запрещенных законодательством.

Помимо указанного отличия существуют и следующие разграничения:

  1. Фискальная особенность – публичные земли не облагаются налогом, в отличии от частной форм распоряжения землями.
  2. Особенности распоряжения – земли в публичном владении не могут быть переданы конкретным частным лицам, за исключением случаев, установленных законодательством. Когда как земли в частной собственности находятся в свободном обороте.
  3. Земли в публичном распоряжении не могут быть переданы в собственность иностранных граждан и зарубежных стран, за исключением земель, предоставленных для обустройства посольств и консульств, которые считаются политической территорией соответствующих стран. Частные земли могут быть свободно проданы иностранцам.

В целом, формы собственности земельного участка регулируются ст. 15-16 Земельного Кодекса РФ. А возможность их оборота четко регламентированы в ГК.

Права частных лиц на земли в публичной собственности

Частные лица получают некоторую выгоду от использования земель и иных объектов недвижимости в публичном владении государственными органами. Так, прибыль, полученная по итогам коммерческого пользования землями, находящимися в распоряжении у властных структур, направляется на нужды инфраструктуры, на защиту социально уязвимых слоев населения.

Помимо указанного благотворного влияния на жизнь общества, частные лица могут непосредственно воспользоваться землями, находящимися в публичном владении. В этих целях за ними предусмотрено право аренды таких земель и право приватизации.

Эти правомочия действуют в отношении земель сельскохозяйственного назначения и территорий населенных пунктов. Арендованные земельные участки из данных категорий земель могут быть в последующем приватизированы по согласованию с уполномоченными органами. Такими органами считаются органы государственной власти на местах.

Под особым правовым статусом предоставляются частным лицам участки запаса. В основном особое положение таких лиц заключается в предоставленных налоговых и иных льгот на имеющие в их владении земли запаса. Во многом льготы предоставляются из-за того, что эти земли являются не ухоженными и не пригодны к использованию в любых целях. А лица, получающие такие земли на правах аренды либо приватизирующие их, могут обустроить их, что значит обеспечения их рационального и выгодного использования.

Читайте так же:  После вступления в наследство нашлось завещание

Порядок пользования землями в публичной собственности

Право публичной собственности не ограничено в пользовании землями. Самое главное обеспечение целевого использования земель и направление результатов эксплуатации на общественные нужды.

А вот порядок использования участков в публичном владении частными лицами четко регламентирован Земельным кодексом РФ. Так, чтобы приобрести право пользования такими землями необходимо:

  1. Подать заявление на получение соответствующей земли на праве аренды.
  2. Выиграть объявленный конкурс (аукцион).
  3. Заключить договор аренды (обустройства) земли.
  4. Зарегистрировать договор в Росреестре.

Последний пункт осуществлять лично не обязательно. Ведь в любом случае государственный орган, с которым был заключен договор, обязан направить его на соответствующую регистрацию.

Пользование земельным владением должно осуществляться в рамках и порядке, установленных договором.

Также использование земли должно соответствовать их целевому назначению. Так, земельные участки, предназначенные для ИЖС, должны быт использованы в целях строительства частного дома.

Таким образом, публичная собственность на недвижимость является таким же объектом гражданских правоотношений, как и частная недвижимость. И лишь в некоторых случаях они могут быть выступать предметом публичных отношений, когда такое требуется исходя из сложившихся политических, социально-экономических условий.

Право публичной собственности — понятие на простом языке

Значительная часть недвижимых объектов и земель до сих пор находится в государственной собственности.

Правильно это или нет, можно говорить об этом много, но для простых граждан важно уже сейчас различать основные формы собственности.

Согласно Конституции РФ на территории страны признается три основные формы:

  1. Государственная.
  2. Муниципальная.
  3. Частная.

Если вы успели заметить, в приведенном перечне легко улавливается некая иерархия, в которой главную позицию занимает государство, сохраняя тем самым прежний статус обладания правом на все стратегически важные объекты недвижимости, в том числе земельные участки.

Собственно, как государство, так и его муниципалитеты обладают, как принято говорить юридическим языком, публичной, то есть общественной собственностью. Следовательно, это понятие трактуется широко.

Понятие публичной собственности

Согласно законодательству России государство точно такой же самостоятельный субъект права, подобно физическим и юридическим лицам. Но конкретно правом публичной собственности являются органы власти (федеральные или муниципальные).

Однако, юридическую ответственность за имущество и земли все же несут не они непосредственно, а государство или его конкретное публично-правовое образование (муниципалитет).

Ее можно определить по компетенции органа власти, закрепленной в законах РФ. Приведем несколько примеров.

Пример №1

Одним из самых известных способов изменения статуса публичного имущества является приватизация. По всей стране прошло несколько ее этапов, и вот в очередной раз приватизируются госучреждения и их земли. Эти процессы подразумевают переход собственности в частные руки, то есть в частную собственность.

Правом на акции и доли приватизируемых государственных и муниципальных компаний обладают различные комитеты и фонды по управлению имуществом. В случае нарушений процедуры приватизации, к примеру, продажей фондами имущества умышленно по заниженной стоимости частным владельцам, ответственность несут либо государство (если объект находился в компетенции федерального центра), либо администрация муниципального образования (города, села и т.д.).

Читайте здесь для чего нужен проект межевания линейных объектов.

Пример №2

Исторические и культурные памятники часто служат объектом отчуждения вследствие вынужденно принимаемых решений на государственном уровне.

Правом проводить процедуру купли-продажи или передачи культурных ценностей наделены комитеты Министерства культуры РФ. Ошибки, потенциально допущенные ими, будут исправляться от имени государства, а не конкретно комитетом или фондом при министерстве. Например, необоснованная безвозмездная передача картин представителю музея другого государства может повлечь прямой материальный ущерб обществу.

Недостатки и явные преимущества публичной собственности

Если говорить о недостатках публичного правового статуса имущества, то здесь важно сделать одно замечание, их едва ли заметишь, и вот почему. С точки зрения владения самим государством или муниципалитетом объект может приносить одни убытки (содержание или отсутствие прибыли).

С другой стороны, если учитывать, что до сих пор в публичной собственности может оставаться земельный участок или квартира, то здесь обнаружится сразу несколько рисков для человека, владеющего ими на правах по договору социального найма. Он известен своими ограничениями и жесткими государственными положениями.

[2]

Например, наниматель не вправе продать государственное (публичное) жилье от своего имени и получить от этой сделки прибыль. Нарушая обязательные требования Жилищного кодекса РФ, наниматель может быть выселен на вполне реальных основаниях, без предоставления другой жилой площади. Собственниками являются ведомства или муниципальные органы власти.

Плюсы есть и они очевидны

Опять возвращаясь к теме повальной приватизации жилого фонда, продемонстрируем преимущество нахождения квартир в публичной собственности:
  • частники обязаны платить налог на имущество, а нахождение квартиры в публичной собственности освобождает граждан от подати;
  • в случае возникновения природных бедствий и утери публичного жилья, можно надеяться на скорое возмещение убытков в виде новой квартиры или дома;
  • наниматель всегда лучше защищен от мошенничества, чего нельзя сказать о частных собственниках при продаже квартир. Их просто нельзя будет забрать у нанимателей.
Видео (кликните для воспроизведения).

Из этого видео вы узнаете о праве собственности:

Источники


  1. Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.

  2. Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.

  3. ЛазаревВ.В. История политических и правовых учений: Уч. /В.В.Лазарев-3изд.-М.:Юр.Норма,НИЦ ИНФРА-М,2016-800с.(п) / ЛазаревВ.В.. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 645 c.
Что называется публичной формой собственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here