Когда страховая может требовать возмещения ущерба у виновника дтп

Рассмотрим следующий вопрос: "Когда страховая может требовать возмещения ущерба у виновника дтп". Если необходимы утонения, то обратитесь к дежурному специалисту.

За непредставление извещения о ДТП страховая компания может потребовать с виновника возмещение ущерба

Как сделать так, чтобы страховая компания не потребовала с виновника аварии в порядке регресса возмещение ущерба.

Сегодня ни у кого не вызывает удивления, что для того чтобы законно передвигаться на дороге за рулем автомобиля, согласно законодательству, необходимо приобрести полис ОСАГО, который в случае виновности водителя в ДТП покрывает в пределах установленных законом сумм, ущерб причиненный другим автомобилям, водителям и пассажирам. Но на самом деле, купив полис ОСАГО, каждый водитель должен знать, что, во-первых обычный полис ОСАГО ограничен суммой гражданской ответственности и в случае причинения значительного ущерба потерпевшему, не сможет покрыть всей суммы убытков.

Также многие водители забывают, что независимо от того, кто является виновником аварии, каждый участник ДТП обязан предоставлять в страховую компанию свое извещение об аварии. В противном случае, если вы виновник ДТП и имеете действующий полис ОСАГО, но не предоставите в страховую компанию, свой заполненный бланк об аварии, с вас могут, согласно федеральному законодательству, взыскать сумму выплаченного ущерба потерпевшей стороне. Удивлены? Как же так? Ведь в случае действующего полиса ОСАГО виновный водитель не должен платить, поскольку его ответственность застрахована. Да, но это так, если строго соблюдать правила страхования и действующее законодательство.

Вот типичный пример. Представьте обычное ДТП в котором участвовало два автомобиля. У участников аварии не было разногласий о виновнике аварии, а сумма ущерба автомобиля пострадавшей стороны не превышала 50 тыс. рублей. В итоге они решают оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД по европротоколу. Заполнив все необходимые документы, участники аварии разъехались. Естественно, согласно действующему законодательству, потерпевший затем обратился со всеми документами в свою страховую компанию для получения ущерба.

Затем спустя некоторое время виновник аварии получает письмо от страховой компании с просьбой предоставить свой автомобиль для осмотра, предупредив водителя, что если транспортное средство не будет предоставлено для осмотра, страховая компания будет иметь право потребовать возмещение ущерба в порядке регресса.

Естественно виновник аварии на следующий день поехал в страховую компанию и предоставил свой автомобиль для осмотра, который был сфотографирован сотрудником компании.

В принципе на этом бы история для виновника аварии должна была завершится, поскольку его действующий полис ОСАГО, должен был покрыть все убытки причинённые потерпевшей стороне. Но не в нашем случае.

Спустя некоторое время от страховой компании приходит письмо с требованием оплатить 45 тыс. рублей за причиненный ущерб потерпевшей стороне, который был выплачен страховой компанией. Но почему тогда страховая компания требовала оплатить от виновника ДТП ущерб, если этот ущерб должен быть возмещен в рамках договора ОСАГО?

Все дело в том что, по мнению страховой компании, виновник ДТП, нарушил пункт «ж» статьи 14 Федерального закона №40-ФЗ от 25.04.2002 (в редакции от 03.07.2016 года) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Так согласно пункту «ж» статьи 14 закона об ОСАГО, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, которое является виновником ДТП, в размере произведенной страховой выплаты в случае если виновник аварии не направил страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о ДТП, которое оформлялось без участия сотрудников ГИБДД, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.

Самое интересное, что когда виновнику ДТП приходило первое письмо с требованием предоставить автомобиль для осмотра, требований о необходимости предоставить бланк извещения ДТП, заполненный совместно с потерпевшим водителем, не было. То есть, страховая компания не требовала предоставить бланк ДТП. Тем не менее, в итоге выясняется, что виновник ДТП не предоставил в страховую компанию в установленный законом срок заполненный бланк об аварии, нарушив тем самым правила страхования обязательной гражданской ответственности.

В итоге к великому сожалению виновника ДТП, страховая компания имело законное право потребовать с водителя в порядке регресса возмещение убытка выплаченного страховой организацией.

Так что как видите, что покупка полиса ОСАГО, не означает, что он решает все проблемы водителя в случае его виновности в ДТП. Во-первых, стандартный полис ОСАГО, напомним, покрывает только ответственность в случае причинения ущерба автотранспортному средству в пределах до 400 тыс. рублей. В случае причинения вреда водителю и пассажирам максимальная сумма ущерба, покрываемая полисом ОСАГО, согласно сегодняшнему законодательству, составляет до 500 тыс. рублей.

Поэтому, купив стандартный полис ОСАГО, и причинив по своей вине ущерб, превышающий максимальные суммы покрытия, пострадавшая сторона имеет право в порядке судебного производства взыскать с виновника остальную сумму ущерба, а также все издержки связанные с судебным процессом.

Так как в настоящий момент стоимость запасных частей за последние годы существенно выросла, то в случае даже мелкого ДТП обычный полис ОСАГО может не покрыть всю сумму ущерба. Особенно в случае повреждения дорогого автомобиля. Поэтому советуем вам приобретать расширенный полис ОСАГО, за который к обычным тарифам ЦБ РФ добавится дополнительная небольшая сумма. То есть, заплатив немного больше за полис ОСАГО, вы получите увеличенную сумму покрытия ущерба, в случае если вы станете виновником ДТП.

Но главный риск для любого застрахованного водителя по полису ОСАГО, это регрессивные требования страховой компании с виновника ДТП, на основании выплаты ущерба потерпевшей стороне. Например, в случае непредставления бланка извещения об аварии, заполненного совместно виновником и потерпевшим, в течение 5 дней с момента дорожно-транспортного происшествия.

Так как в настоящий момент набирает популярность оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД (по европротоколу) каждый водитель обязан знать не только свои права, но и обязанности которые возлагаются на него в случае наступления страхового случая.

Помните, что незнание закона не освобождает вас от ответственности. Поэтому в случае нарушения сроков предоставления бланка-извещения в страховую компанию, к вам может быть применено законное требование в порядке регресса о возмещение ущерба, выплаченного страховой организацией пострадавшей стороны.

Хотим отметить, что согласно статье 14 Федерального закона №ФЗ-40 «Об ОСАГО», принятого 25 апреля 2002 года (в редакции от 03 июля 2016 года) в порядке регресса страховые организации вправе требовать выплаты ущерба с виновника ДТП не только за непредставление в установленный законом срок бланка извещения. Вот полный список случаев, когда страховая компания имеет законное право требовать в порядке регресса с виновника аварии возмещения ущерба, даже при действующем полисе ОСАГО:

Читайте так же:  Отличия дарственной от завещания что лучше и выгоднее

  1. 1. К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если:

[1]

а) вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего

б) вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного)

в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред

г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия

д) указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями)

е) страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования)

ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия

з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов

к) страхователь при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии.

  1. 2. Страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к оператору технического осмотра, выдавшему диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства и такая неисправность выявлена или могла быть выявлена в момент проведения технического осмотра этим оператором технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.
  1. 3. Страховщик вправе требовать от лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая.
  1. 4. Положения настоящей статьи распространяются на случаи возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, страховщиком, застраховавшим его гражданскую ответственность, с учетом особенностей, установленных статьей 14.1 Федерального закона «Об ОСАГО» (Статья 14.1. Прямое возмещение убытков).

Так что, как видите, действующее законодательство содержит немаленький список норм, по которым страховая компания, выплатив ущерб потерпевшему, причинённому в результате ДТП, вправе потребовать с виновника возмещения убытков понесенных страховой организацией.

Поэтому, если вы не дай Бог, станете участником ДТП, в котором будете признаны виновным, то ни в коем случае не откладывайте поездку в страховую компанию, куда вы должны не только предоставить автомобиль для осмотра, но и обязательно предоставить бланк извещение о ДТП, полностью заполненный всеми участниками аварии.

Процедура взыскания денег с виновника ДТП по ОСАГО со стороны страховой компании

Вопрос, может ли страховая компания взыскать деньги (возмещение) с виновника ДТП по ОСАГО, заслуживает пристального внимания. Ведь такая возможность у СК есть далеко не всегда, и для того, чтобы не платить из своего кармана, легче не допустить ситуации с регрессом страховщика.

Суть регресса

Регресс – это правовой механизм, по которому страховщик имеет право требовать от застраховавшего у нее лица свою ответственность по ОСАГО, возместить уплаченные ею средства за нанесенный вред при ДТП по страховому случаю.

Это право дает гражданский кодекс, по которому виновник обязан возмещать вред, который был причинен участникам в результате аварии. Так как оформляются договора ОСАГО, требовать это возмещение потерпевший будет именно от СК. А при определенных обстоятельствах представители страховщика подают в суд требование к виновнику ДТП вернуть потраченные ею средства.

Важно! В механизме регресса ключевая роль такого понятия, как «виновник». Его может определить только суд. То есть, для того чтобы СК могла что-то требовать, нужно чтобы было конкретное лицо, которое названо виновным, и с него взыскиваются все затраты.

То есть, если после аварии на руках у представителя СК есть только справка о ДТП и протокол об административном нарушении, то это не является поводом для выставления регрессных требований. А значит, в суд подавать они еще не могут.

Возможность для регресса от СК

Стоит знать, в каких случаях страховщик имеет право на регресс, причем список ситуаций ограничен, а значит только при них, а точнее, если они будут доказаны, могут возникать подобные требования. Страховой компанией к виновнику будут выдвигаться претензии по возмещению в таких случаях:

Сроки предъявления требований

Страховая компания требует возместить потраченные ею средства уже после их выплаты потерпевшим. Многие отечественные водители даже не догадываются, что существует возможность регрессных требований, так как мало кто дочитывает/читает договор страхования. В результате действия СК воспринимаются как мошенничество, а ведь взыскивает страховщик средства вполне законно и по объективным причинам, которые указаны выше.

Бытует мнение, что страховщик сделает все, чтобы не платить возмещение за аварию, особенно если водитель скрылся с места ДТП или совершил его в пьяном виде. Но это не так, компенсация потерпевшим произойдет, так как они не виноваты в том, что довелось встретиться с недобросовестным водителем. А вот к виновнику будут выдвинуты требования возместить ущерб страховой компании на основании имеющегося у него полиса ОСАГО.

СК имеет право требовать возмещение и может это делать не сразу после выплаты пострадавшим. По закону у нее для этого есть 3 года. Срок отсчитывается с момента совершения ДТП. И страховщики с этим действительно не спешат, но не стоит думать, что о виновнике забыли и ему все сойдет с рук. Платить по встречному требованию придется, ведь СК приобретает права потерпевшей стороны и от своих денег точно не откажется.

Читайте так же:  Юридическая консультация по наследству

Действия виновника

Первым делом возникнет вопрос, что делать? Для начала проверить дату подачи иска, не прошло ли с момента аварии 3 года. Следует вспомнить обстоятельства аварии и сопоставить их с полученным требованием, возможно, у страховщика вовсе нет оснований для регресса.

Следующий шаг – это проверка сумм, которые затребованы. По возможности следует связаться с потерпевшими, так как иногда случается, что недобросовестные СК выплачивают потерпевшему меньше, а с виновника требует сумму значительно больше.

Еще один важный шаг – это обращение к квалифицированному юристу, который в процессе судового разбирательства точно не помешает.

Сколько могут требовать

Кроме вопроса, что делать, может заинтересовать еще и размер возмещения, которое потребует страховщик. Суммы встречного требования, которое по праву выдвигает страховая, рассчитываются по четким формулам.

Страховая компания требует возмещение всего объема затрат, понесенных ею при выплате по ОСАГО. Конечно, можно подать в суд и потребовать пересчета объема, который заявляет СК, но в большинстве случаев ошибки не случаются. Проверить обоснованность требований можно, связавшись с потерпевшим, ведь он уже получает всю сумму.

Виновник получит подробную информацию относительно затрат, понесенных страховщиком для возмещения ущерба, он имеет право ознакомиться с причинами тех или иных финансовых потерь СК.

Регресс лучше избежать

Для того, чтобы не возникал вопрос, что делать, после аварии и получения регресса, лучше не давать повода СК в подаче подобного иска, а для этого:

  1. Не нарушать ПДД и никогда не садиться за руль «под мухой», лучше вызвать такси.
  2. На дороге быть внимательным, ведь провокаторов хватает и они часто, что называется, подставляются. Причем это могут быть и пешеходы, и другие водители.
  3. Нужно проверять срок использования полиса ОСАГО и своевременно переоформлять его.
  4. При вождении грузовика, спецтехники, такси, автобуса следить за сроком ТО.
  5. Удостовериться, что в полисе ОСАГО есть собственная фамилия, если ТС управляет несколько человек.
  6. Для управления чужой машиной нужно иметь генеральную доверенность.
  7. Если авария все же случилась, то ни в коем случае нельзя оставлять место ДТП.

Регрессные требования страховой компании вполне законное право. Конечно, выдвигать их каждому виновнику ДТП они не могут, а регламент четко прописан в законе. Хотя к такими требованиями все же нужно относиться внимательно, потому что недобросовестных СК хватает, так же как и мошенников.

В каких случаях страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП?

Главная » ДТП » Возмещение ущерба от ДТП » В каких случаях страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП?

Для некоторых водителей является полной неожиданностью, когда их страховая компания сообщает им о взыскании денег. Такие случаи бывают не слишком часто, так как СК может сделать это не всегда. Лучший выход из данной ситуации – не допустить таких процессов, как регресс и суброгация.

Когда страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП

Для начала следует разобраться с такими понятиями, как «регресс» и «суброгация». Некоторым непосвященным гражданам может показаться, что они означают одно и то же. Но это далеко не так. Отличие этих двух процессов друг от друга серьезно сказывается на политике выплат компенсации.

Итак, суброгация означает право страховой компании взыскать затраты, понесенные на оплату страховки лицу, потерпевшему в аварии, с водителя, которого признали виновником данного ДТП.

Процедура регресса подразумевает под собой истребование страховой компанией средств, выделенных клиенту компании, являющемуся виновником ДТП. Данная процедура происходит в том случае, если данный клиент допустил нарушения условий договора.

Нарушениями условий договора считаются действия водителя, которые признаны незаконными и грозят ему гражданской ответственностью.

Такие действия страхователя перечислены в статье 14 Закона об ОСАГО:

  • Умышленное нанесение вреда жизни и здоровью граждан (например, сбил пешехода на переходе намеренно);
  • Водитель, находясь за рулем автомобиля в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, совершил ДТП. Факт наличия в крови водителя алкоголя, наркотиков или токсических веществ должен быть зафиксирован в документах;
  • Водитель-виновник аварии управлял автомобилем, не имея на это никакого права. То есть, у него отсутствовало водительское удостоверение или не было доверенности на управление данным транспортным средством;
  • Совершив аварию, водитель скрылся с места преступления;
  • Когда в договоре страхования, среди всех остальных лиц, имеющих право воспользоваться данным страховым полисом, фамилии водителя – виновника аварии, нет.

Наличие доверенности не является подтверждением того, что виновник аварии имеет право воспользоваться договором ОСАГО.

  • Когда авария произошла в период, который не предусмотрен страховым полисом. Что это означает? Обычно договор страхования заключается на один год. Но есть еще один период, который может быть от трех месяцев до года, в зависимости от того, сколько было заплачено за страховку. Если авария произошла вне данного периода, страховая компания может предъявить водителю требования о регрессе;
  • В том случае, когда срок действия талона технического обслуживания ТС, которое используется для перевозок, завершился. Данное условие не имеет отношения к другим транспортным средствам.
Видео (кликните для воспроизведения).

Существует ли возможность избежать регресса?

Избежать материальных потерь можно очень легко – соблюдать правила дорожного движения и условия договора страхования.

Садясь за руль автомобиля проверьте:

  • Не истек ли срок действия договор автострахования, если вы вносили оплату не за весь период (год);
  • Обратите внимание, есть ли ваше имя среди лиц, которые вписаны в ОСАГО. Позаботьтесь о том, чтобы ваши данные также были занесены в страховой полис;
  • Удостоверьтесь, что у вас есть действующая доверенность на управление данным транспортным средством;
  • Никогда не садитесь за руль в состоянии алкогольного или другого опьянения. Умейте отвечать за совершенные поступки, не покидайте место аварии.

Если вы будете соблюдать все перечисленные выше правила, вам не грозит никакой регресс.

Есть ли возможность у виновника аварии избежать суброгации?

Особенно важно, если юристы занимаются именно решением спорных вопросов, связанных с договорами автострахования. Страховые компании, как правило, имеют в своем штате квалифицированных юристов, которые с легкостью добьются в процессе судебного разбирательства удовлетворения требований своей страховой компании.

Как написать досудебную претензию виновнику ДТП без ОСАГО?

Что делать, если виновник ДТП не застрахован по ОСАГО, читайте тут.

Как действовать виновнику аварии, если он не имеет материальной возможности вернуть средства страховщикам?

В данной ситуации суд выносит решение, в соответствии с которым у виновника аварии будет удерживаться определенная сумма из его месячного дохода.

Удерживать из зарплаты виновника аварии могут не более 50 %.

В том случае, если данное лицо уже выплачивает какие-то суммы на алименты или еще какие-то долги, то сумма выплат страховой компании должна быть учтена с учетом данного обстоятельства. То есть, в общем, у человека не могут вычитывать более 50 % от общего месячного дохода.

Читайте так же:  Как осуществить возврат товара при дистанционной продаже

Суброгация и регрессия

Не имеет значения, какую страховку имеет виновник аварии, КАСКО или ОСАГО. И в том и в другом случае, с него могут взыскать необходимые средства. Только основания для этого будут разными.

  • Страховой полис КАСКО. Если водитель заключил договор страхования КАСКО, страховая компания имеет право взыскать с него средства, которые были уплачены пострадавшей стороне. Взысканию подлежит только та сумма, которая была выплачена пострадавшему по факту. В том случае, если возмещение ущерба производилось по ОСАГО, то возмещение средств, при наличии у вашего оппонента договора КАСКО, производиться не может;
  • Страховой полис ОСАГО. Автовладельцы, заключившие договор по ОСАГО не застрахованы от того, что компания может обязать их выплатить ущерб потерпевшему из собственных средств. Таким образом, страховщики реализуют свое право на регресс. Просто так такая процедура регресса не проводится. Она возможна только в том случае, если со стороны виновника аварии были нарушения условий договора страхования;
  • Например, если речь идет об управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или вождение без прав.


Если страховая компания выдвинула вам подобные требования, оставлять без внимания данную ситуацию нельзя. Дело в том, что так вы можете только навредить сами себе.

Прежде всего, следует разобраться, насколько правомочными являются требования страховщиков. Страховые компании могут воспользоваться своим правом регресса или суброгации только в том случае, если для этого есть веские основания.

Когда вы уверенны, что страховщики злоупотребляют своим положением – отстаивайте свои права в суде. В этом деле стоит заручиться помощью квалифицированных юристов. Дело в том, что в вопросах, касающихся выяснения отношений со страховыми компаниями довольно много нюансов, которые известны только профессионалам.

Какой размер иска, предъявляемого виновнику аварии страховщиками?

В большинстве случаев иск приравнивается к сумме выплат по КАСКО за вычетом предельного лимита по ОСАГО. Но учтите, что выплата по КАСКО осуществляется на основании условий договора, а не в соответствии с ГК РФ. В остальных случаях порядок возмещения вреда регламентируется именно ГК.

Часто выплаты по КАСКО осуществляются без учета износа деталей автомобиля, на основании цен конкретных СТО (указываются в договоре страхования). Кроме этого, к выплатам могут добавляться услуги эвакуатора, экспертиза, вызов аварийного комиссара, прочее.

В соответствии с ГК РФ лицо, виновное в ДТП, должно возместить потерпевшему вред, в том размере, который необходим для полного восстановления транспортного средства с учетом износа деталей автомобиля.

Что делать при получении иска от страховой компании

Вы получили иск от вашей страховой компании – не переживайте, не начинайте надумывать себе различные варианты решения проблемы. Сразу же обращайтесь к адвокату.

В большинстве случаев регресс или суброгация осуществляются страховщиками через некоторое время, а не сразу же после аварии. Это можно назвать специальным тактическим ходом, который не позволяет клиенту собраться с мыслями от неожиданного известия.

Если вы получили подобное извещение, не паникуйте, а постарайтесь внимательно изучить документы, которые были присланы вам страховой компанией вместе с иском.

Обязательно сравните их с теми бумагами, которые должны были остаться у вас после ДТП. Скорее всего, в них обязательно найдутся какие-либо различия.

[3]

Если вам повезло, и нечестный маневр страховщиков разгадан, подавайте через своего адвоката апелляционной иск в арбитражный суд по ДТП со страховой компанией.

Если факт различия сведений в документах подтвердиться, результат предпринятых вами действий будет положительным. В крайнем случае, вы сможете добиться снижения суммы компенсации.

Как страховые компании пытаются обмануть своих клиентов?

Материальное благополучие страховщиков зависит от того, насколько честно они будут вести себя со своими клиентами. В делах о регрессе и суброгации компании стараются сделать все возможное, чтобы получить максимальную прибыль.

Иногда они идут даже в разрез с моралью, подделывая документы, необоснованно завышая суммы компенсации, запугивая своих клиентов тем, что им кроме выплат придется оплачивать судебные издержки.

Чтобы не попасться в расставленные страховщиками сети, следует правильно вести себя при наступлении страхового случая, и обязательно консультироваться в таких вопросах с адвокатом.

Так, если вы попали в ДТП, будьте в курсе всех событий и расследований, которые проводятся, присутствуйте на экспертизе, а еще лучше, возьмите с собой на процедуру осмотра автомобиля своего эксперта.

Что говорит по данному вопросу судебная практика?

Сумму компенсации, которую требует страховая компания, можно уменьшить, хотя, как показывает судебная практика, сделать это будет не очень легко.

Полис КАСКО имеет одну особенность, которая позволяет выплачивать пострадавшим сумму, большую, чем того требует ситуация. Дело в том, что в соответствии с данной страховкой, возмещается полный ущерб без учета износа запчастей автомобиля, поврежденного при ДТП.

Например, если в результате аварии в машине пострадавшего была разбита фара, виновнику придется заплатить за абсолютно новую фару, хотя на момент аварии она была уже довольно изношена.

Если говорить о страховании по ОСАГО, то там картина совсем другая. Часто в суде возникают спорные моменты именно по этому поводу.

В данном случае все зависит от того, насколько высок профессиональный уровень вашего адвоката. Если он действительно хороший специалист, то, скорее всего, его действия помогут вам снизить сумму компенсации. В судебной практике таки ситуации встречаются довольно часто.

Как быть, если после ДТП страховая требует возместить ущерб?

Весьма нередки сейчас ситуации, когда спустя какое-то время страховая компания выставляет виновнику аварии счёт на n-ную сумму денег. Связано это с тем, что в 2014 году были одобрены поправки в Федеральный Закон №223 “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” и отдельные законодательные акты РФ.

Многих водителей интересует вопрос о том, как так происходит, что они остаются должны и что можно предпринять в этой ситуации. Это происходит благодаря правам регресса и суброгации (ст. 1081 и 965 ГК РФ), о которых также будет рассказано в этой статье.

Возможно ли частичное возмещение?

Страховой выплачивается ущерб согласно тому размеру, который определяется экспертом по оценке средств передвижения.

Наиболее часто встречаются ситуации, когда эксперт устанавливает определённый размер ущерба, после чего потерпевший заявляет, что причинённый ущерб – больше установленного. В этих случаях потерпевший обращается к виновнику происшествия с требованием оплатить получившуюся разницу. Обращение происходит к виновнику, а не к страховой компании именно потому, что выплату непосредственно с конкретного лица получить будет куда проще, чем со страховой.

В каких случаях требуется возмещать?

Существует несколько случаев, при которых страховые компании требуют у виновника выплаты ущерба от ДТП:

  • В порядке суброгации (статья 965 ГК РФ) страховая компания требует у виновника возместить средства, которые выплатила своему клиенту по КАСКО. Таким образом, изначально страховая компания выплачивает деньги своему клиенту, после чего эту же сумму взыскивает с виновника ДТП;
  • В порядке регресса (статья 1081 ГК РФ) по ОСАГО, в соответствии с ФЗ №223 статьей 14. Иными словами, страховщик требует возместить ущерб, который по полису обязательного страхования был выплачен пострадавшему.
Читайте так же:  Могу ли я получить социальный налоговый вычет за протезирование жене зубов

А именно:

  • Виновник ДТП специально причинил вред жизни или здоровью потерпевшего;
  • Виновник причинил вред, находясь за рулём в состоянии алкогольного (и другого) опьяненения;
  • Виновник не имел права пользоваться автомобилем (например, отсутствовали права);
  • Виновник скрылся с места ДТП.

Досудебная практика

Досудебное разбирательство проводится, как правило, при суброгации по КАСКО. Изначально страховая компания не подаёт на виновника в суд, а присылает ему претензию, где призывает возместить ущерб по доброй воле. Стоит отметить, что виновник может получить претензионное письмо спустя 2 – 2,5 года после дорожного происшествия. Однако, здесь важно разобраться насколько запрашиваемая сумма обоснована и нужно ли отстаивать свои права или лучше договориться о рассрочке. Как правило, в вопросах рассрочки страховые компании идут навстречу.

Порядок оформления претензии

Очень часто происходит так, что претензия страховой представляет собой бумагу, где значится факт аварии, перечисляются статьи закона и выставляется счёт. Данное требование является необоснованным, так как к нему должен прилагаться целый ряд документов, а именно:

  • Официальные бумаги, подтверждающие размер нанесённого ущерба: акт об осмотре транспортного средства экспертами с подробным описанием повреждений. Также должны прилагаться оригинальные фотографии и подсчёт суммы ремонта, либо чек об оплате;
  • Бумаги, являющиеся подтверждением виновности: справка о транспортно-дорожном происшествии, заключение об административном нарушении или заключение суда;
  • Бумаги, которые подтверждают право на суброгацию: копия паспорта транспортного средства, ксерокопия полиса и чек об оплате, копия заявления застрахованного лица о том, что наступил страховой случай.

Дополнительные документы:

  • Только после того, как страховая выплачивает компенсацию пострадавшему, она получает право на взыскание средств с виновника;
  • Следовательно, сумма денежной претензии к виновному должна быть в пределах выплаченной пострадавшему сумме.

Юридическая помощь

В случае, если после ДТП страховая компания будет требовать возместить ущерб, следует обратиться к опытному юристу. Он может воспользоваться несколькими методами защиты:

  • Уменьшить размер нанесённого ущерба при ДТП. Если страховая компания возместила пострадавшему или своему клиенту средства, виновник имеет право оспорить сумму выплаты. Страховая компания вправе просить возместить ущерб только если он был правильно рассчитан;
  • Обжаловать законность выплаты. В этой ситуации проводится общая юридическая экспертиза официальных бумаг, которые стали основанием для того, чтобы страховая заплатила своему клиенту. Если выявлено, что в документах присутствуют ошибки, или если устанавливается, что документов не хватает, выплата считается незаконной. Таким образом, у страховой изымается право требовать возмещения ущерба с виновника дорожного происшествия;
  • Обжаловать вину виновника ДТП. В некоторых случаях, при экспертизе, юристы выявляют, что виноватый по факту в дорожном происшествии не виновен, или виновен частично. И здесь, даже когда от страховой компании пришла претензия, где значится, что вы – виновник дорожного происшествия, вы вправе попробовать доказать в суде свою невиновность.

Могут ли страховщики смошенничать?

Частыми являются случаи, когда при суброгации страховая компания требует возместить ущерб на сумму больше той, что была возмещена клиенту. В этих целях они предоставляют сомнительные вычисления, которые могут быть легко обжалованы профессионалом либо до разбирательства в суде, либо в самом суде. Это означает, что не стоит сразу же оплачивать счёт, выставленный вам в претензии. Когда есть сомнения в том, реальна ли сумма ремонта, рекомендуется разобраться во всех документах, которые содержат информацию об оценке ущерба, а также проверить достоверность всех вычислений. Проверить вычисления можно, ответив на вопросы ниже:

  • Насколько соответствуют работы по починке авто тем повреждениям, которые указаны в справке о дорожном происшествии? Возможно, вами будут обнаружены повреждения, которые ничем не обоснованы?
  • Возможно, в списке подлежащих замене деталей значатся лишние?
  • Возможно, одинаковые запчасти были посчитаны несколько раз?
  • Насколько реальны стоимость деталей и нормо-часа?

КС: Потерпевший вправе требовать возмещения ущерба от виновника ДТП, несмотря на наличие ОСАГО

11 июля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1838-О, которым подтвердил возможность взыскания с лица, застрахованного в рамках ОСАГО, разницы между реальным ущербом и полученной потерпевшим страховой выплатой.

Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта. Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства. Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.

В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП. Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС. То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.

Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс. Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы. Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.

Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам. Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.

[2]

КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.

Читайте так же:  Как правильно провести межевание земельного участка

Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты. При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда. Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.

Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда. В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда. Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.

Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г. № 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.

Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.

КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других. Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК. С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.

Комментируя «АГ» определение, юрист и руководитель проектов МКА «Яковлев и Партнеры» Андрей Набережный отметил, что КС не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Эксперт полагает, что вывод о том, что ОСАГО не может подменять и тем более отменять институт деликтных обязательств, очевиден. «В то же время нужно развивать идею о том, что потерпевший не может получить одну и ту же сумму потерь два раза: и от страховщика, и от страхователя. Нужно установить необходимость первоначального обращения к страховой компании и ее участия в процессе определения размера выплаты, взыскиваемой с причинителя вреда. Это позволит в дальнейшем исключить споры о занижении размера страховой выплаты», – добавил он.

Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г. № 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.

По мнению адвоката АП Воронежской области Олеси Алимкиной, определение КС – еще один шаг в сторону полного освобождения страховых компаний от выплаты адекватного страхового возмещения в рамках ОСАГО. «Изначально благая идея страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключавшаяся в том, чтобы потерпевший не бегал за виновником ДТП для взыскания убытков, а цивилизованно получал возмещение в страховой компании, осталась в прошлом», – с сожалением констатировала она.

Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности. С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП. Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Фактически мы вернулись в начало 2002 г., когда ОСАГО не существовало, – резюмировала Олеся Алимкина. – Страховые правоотношения не отменяют деликтных обязательств, но возникает закономерный вопрос: зачем нужно ОСАГО, если страховая компания может, не рискуя лицензией, не заключить договор с СТО и выплатить потерпевшему 29% страхового возмещения вместо того, чтобы оплачивать станции техобслуживания полную стоимость восстановительного ремонта автомобиля потерпевшего?»

Источники


  1. Кудрявцев, И. А. Комплексная судебная психолого — психиатрическая экспертиза / И.А. Кудрявцев. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 498 c.

  2. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 512 c.

  3. Марат, Ж.П. План уголовного законодательства; Иностранной литературы, 2012. — 152 c.
  4. Лебедева, С. Н. Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства / Под редакцией А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. — М.: Редакция журнала «Третейский суд», 2014. — 416 c.
Когда страховая может требовать возмещения ущерба у виновника дтп
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here