Кого по закону должны признать малоимущим — 2024
Содержание
- 1 Кого по закону должны признать малоимущим?
- 2 Признание граждан малоимущими для целей обеспечения жильем
- 3 Кого могут признать малоимущим
- 4 Статья 7. Порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
- 5 Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа
- 6 Пособие малоимущим семьям в 2019 году
Кого по закону должны признать малоимущим?
Главная » Ответы на вопросы читателей » Кого по закону должны признать малоимущим?
Вопрос от Кравцовой Нины Игнатьевны
Г. Иркутск Иркутская область
Кто признается малоимущим? Какие доходы включаются в совокупный доход семьи для получения субсидии на оплату коммунальных услуг проживающих в своей семье?
Ответ UrOpora. ru
Признание граждан малоимущими осуществляется по заявлениям граждан органами местного самоуправления в порядке, установленном региональным законодательством, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в их собственности.
Законом от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» определено, что семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей и имеет право на получение социальной поддержки.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания государственной социальной помощи, утвержден Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 г. № 512. В этот перечень включены доходы каждого члена семьи, в том числе все выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, пенсии, стипендии, алименты, ежемесячное пособие на ребенка, материальная помощь работодателя и другие пособия и выплаты компенсационного порядка.
Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г.
№ 761 (пункт 33), установлено, что при исчислении совокупного дохода семьи учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи супругом, родителями и несовершеннолетними детьми, независимо от их раздельного или совместного проживания
Если у вас есть вопросы задайте их в форму ниже, мы ответим в кратчайший срок.
Признание граждан малоимущими для целей обеспечения жильем
Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)
Специально для ГАРАНТ. РУ
Напомню, в первой публикации мною были рассмотрены общие основания для того, чтобы граждане могли получить жильё из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату. Следующий необходимый этап для тех, кто на общих основаниях претендует на предоставление бесплатного жилья, – признание граждан малоимущими. Об этом в настоящей публикации.
В соответствии со статьей 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Правовое регулирование признания граждан малоимущими, изложенное в указанной статье, детализируется следующим образом: пороговые максимальные значения по величине доходов и стоимости имущества гражданина и порядок принятия граждан на учет определяются законами субъектов Российской Федерации, право определения конкретного размера доходов и стоимости имущества для целей принятия на жилищный учет, как и сам учет граждан, как правило, передается органам местного самоуправления.
Для этих целей Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. № 17 (далее – Приказ) утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Они носят рекомендательный характер и разработаны с целью единообразного применения положений Жилищного кодекса РФ органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и оказания им методологической и методической помощи при определении прав граждан на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основе учета доходов граждан и стоимости принадлежащего им имущества.
Данным Приказом даны рекомендации об определении категорий граждан, доходы и имущество которых подлежат оценке при оценке граждан к категории малоимущих, примерный перечень доходов, видов имущества, учитываемых при принятии на учет. Приведен также примерный перечень документов необходимый для принятия граждан на учет, даны рекомендации по порядку расчетов доходов и стоимости имущества, разъяснены процедуры признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.
Учитывая сложность процедуры расчета доходов и стоимости имущества граждан для принятия их на жилищный учет, а также большой объем истребуемой для этих целей информации, приказом рекомендовано до начала расчетов определять нуждаемость граждан в жилых помещениях, т. е. определять обеспеченность жилыми помещениями на одного человека (п. 2.1 Приказа).
Например, порядок признания малоимущими жителей в Москве установлен Законом г. Москвы от 25 января 2006 года № 7 (далее – Закон). Так в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона малоимущими гражданами признаются жители столицы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека. В состав имущества учитываемого при расчете имущественной обеспеченности включается расчетная стоимость жилого помещения, в которой нуждаются граждане, а также доходы за расчетный период. Такой расчетный период не может превышать 20 лет. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, для москвичей утверждена Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года N 362-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
Изменение органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения не может служить основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (см. об этом п. 7 «Обзора практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 года).
В следующей части будут рассмотрены правовые аспекты учета граждан для целей обеспечения жильем.
Кого могут признать малоимущим
Какую семью можно признать малоимущей, помощь малоимущим семьям
- На ребенка до 1,5 лет — одному из родителей 40% от среднего заработка, но не менее 2 900 на первого ребенка и не менее 5 800 рублей — на второго и последующего;
- На третьего и каждого последующего ребенка до 3 лет — 9396 рублей;
- На ребенка младше 5 лет из семьи военнослужащего, несущего службу по контракту, — 10 500 рублей;
- Пособие при потере кормильца-военнослужащего — 2 117 рублей;
- На ребенка от 7 до 16 или 18 лет — от 100 до 1 000 рублей.
Малоимущими признаются семьи, средний доход которых на одного человека не превышает прожиточного минимума. Чтобы определить этот показатель, необходимо сначала высчитать общий семейный доход, полученный в натуральном и денежном виде за предыдущие 3 месяца. Учитываются:
Какие семьи считаются малоимущими в 2019 году
Как видите, семьи любого состава (независимо от наличия детей обоих родителей) могут быть признаны имеющими право на социальную льготу. Несмотря на это, некоторые категории имеют право на дополнительную помощь. Самыми привилегированными среди всех перечисленных являются многодетные родители, матери-одиночки, а также семьи, в составе которых есть инвалиды или граждане пенсионного возраста.
Читайте так же: Есть ли возможность изменить или отменить брачный договор
В Российской Федерации существует множество разнообразных льготных категорий граждан. Это ветераны боевых действий (в частности, Великой Отечественной войны) и многодетные родители, и инвалиды. Им обеспечивается материальная помощь, пособия, выплаты, а также различные натуральные льготы – например, снижение стоимости коммунальных услуг или предоставление бесплатных лекарственных средств.
Кого могут признать малоимущими в москве
Критерии признания малоимущей семьи в 2019 году
- Заявление о присвоении статуса;
- Удостоверения личности всей семьи;
- Свидетельства, подтверждающие родственные связи;
- Справка, описывающая состав семьи;
- Домовая книга с выпиской о лицах, зарегистрированных на жилой площади;
- Справки о доходе всей семьи;
- Для временно безработных лиц – трудовая книжка и справка из Центра занятости;
- Список имущества и документы права собственности.
- Многодетные (с числом детей от трех и более);
- Полные (оба родителя с детьми либо бездетные родители);
- Неполные (один родитель и один либо несколько детей);
- В составе которых есть инвалиды;
- С усыновленными детьми или взятыми под опеку;
- Семьи без родителей, где детей воспитывают бабушки и дедушки.
Кого по закону должны признать малоимущим
Признание граждан малоимущими осуществляется по заявлениям граждан органами местного самоуправления в порядке, установленном региональным законодательством, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в их собственности.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания государственной социальной помощи, утвержден Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 г. № 512. В этот перечень включены доходы каждого члена семьи, в том числе все выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, пенсии, стипендии, алименты, ежемесячное пособие на ребенка, материальная помощь работодателя и другие пособия и выплаты компенсационного порядка.
Порядок признания нуждающимися в улучшении жилищных условий
- Военнослужащие, вышедшие в запас по возрасту, отслужившие более десяти лет;
- Члены семей погибших военнослужащих;
- Уволенные из МВД, МЧС и других специализированных подразделений;
- Другие военнослужащие, которым по закону положено обеспечение жильём за счёт государственного бюджета.
Нуждающиеся в улучшении жилищных условий
- Не достигшие совершеннолетия дети/сироты;
- Инвалиды;
- Ветераны войны;
- Дети, которые в виду определенных обстоятельств остались без заботы родителей;
- Сотрудники службы спасения, полиции и т. д. В общем плане создано примерно 15 законодательных актов, затрагивающих эту тематику.
Конституция РФ содержит название закона, в котором находится установленный порядок для определения уровня дохода и цены имущества, находящегося во владении семьи и которое должно облагаться налогом. Уровень дохода определяется с той целью, чтобы сам процесс признания граждан малоимущими отличался объективностью.
Как встать на очередь на улучшение жилищных условий, куда обращаться
Для предоставления гражданам жилья по договору найма им необходимо вступить в накопительную систему и заключить договор аренды квартиры. По этому договору семье будет предоставлена квартира на пользование сроком до 5 лет. В течение этих лет участники программы ежемесячно вносят плату за аренду и эксплуатацию жилого помещения и взнос по накопительной системе.
Стоит обратить внимание, что чиновники тщательно проверяют все данные, предоставленные претендентом на помощь от государства. Если жилищная комиссия выявит, что у гражданина все-таки имеется жилье, которое соответствует нормам законодательства, пусть и находящееся в другом регионе, шанс получить жилье равен нулю.
Условия и порядок постановки на учет для получения жилья из соцфонда
- Не являющимися на данный момент нанимателями социального или собственниками коммерческого жилья либо членами их семей.
- Являющиеся таковыми при условии несоответствия жилого помещения учетным нормам жилплощади на одного проживающего.
- Проживающие в несоответствующих установленным санитарным либо другим нормам и требованиям помещениях.
- Либо если один из членов проживающих на общей жилплощади нескольких семей страдает предусмотренном в специальном перечне тяжелым хроническим заболеванием.
Статья 49‑я Жилищного кодекса ΡΦ (ЖкРФ) предусматривает как форму бесплатного предоставления в пользование гражданам жилых помещений из федерального или региональных фондов договор социального найма. Там же определяются подпадающие под ее условия категории населения.
Как получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий
- Семья живёт в жилплощади на основании заключённого договора соцнайма. При этом квадратура помещения не соответствует принятым нормам количества квадратных метров на число всех лиц, проживающих в данной жилплощади. В результате каждый член семьи, достигший совершеннолетнего возраста, сможет подать документы и получить место в очереди на улучшение жилищных условий.
- Граждане, проживающие в доме, признанном аварийным. В такой ситуации необходимо документальное подтверждение того, что люди действительно проживают в небезопасном помещении. Только после предъявления свидетельства можно будет получить госпомощь на покупку нового жилья, причём – в особом, ускоренном порядке.
- Люди, живущие с гражданами с тяжёлыми заболеваниями или болезнями, которые несут угрозу для своих сожителей. Им требуется отдельная жилплощадь с достойными условиями, и государство должно помочь получить жильё в экстренном порядке.
- Граждане, не обладающие недвижимостью, живущие в общежитиях или съёмных помещениях.
- Сироты и дети, находящиеся на государственном попечении.
При присвоении данного статуса также учитывается доход обращающегося и членов его семьи. Государство в первую очередь помогает тем, кто не в состоянии на свои средства приобрести достойное жильё или оплачивать ипотечный кредит. Для этого рассчитывается общий доход семьи и сравнивается с прожиточным минимумом, действующим в конкретном населённом пункте (но не ниже того, что установлен федеральным законодательством).
Статья 7. Порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
Статья 7. Порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
Информация об изменениях:
Законом Псковской области от 29 декабря 2014 г. N 1489-ОЗ в пункт 1 статьи 7 настоящего Закона внесены изменения
1. Признание граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления (далее — органом, осуществляющим признание граждан малоимущими), определяемым представительным органом местного самоуправления, на основании заявлений данных граждан (далее — заявление о признании граждан малоимущими), поданных ими в указанный орган по месту жительства, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в соответствии с заключенным в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии между указанным органом и многофункциональным центром.
Заявление о признании граждан малоимущими подписывается заявителем и всеми полностью дееспособными членами его семьи. Заявления о признании граждан малоимущими от имени недееспособных граждан подписываются их законными представителями.
2. Одновременно с заявлением о признании граждан малоимущими должны быть представлены:
Читайте так же: Нужно ли платить налог на наследство
1) паспорт гражданина Российской Федерации и паспорта или иные документы, удостоверяющие личность всех членов семьи (удостоверение личности, свидетельство о рождении, другие установленные законодательством документы, устанавливающие личность);
Информация об изменениях:
Подпункт 2 изменен с 1 января 2018 г. — Закон Псковской области от 11 декабря 2017 г. N 1821-ОЗ
2) судебные решения и иные документы, подтверждающие отнесение лиц к членам семьи заявителя;
Информация об изменениях:
Законом Псковской области от 6 июля 2015 г. N 1552-ОЗ в подпункт 3 пункта 2 статьи 7 настоящего Закона внесены изменения
3) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина за расчетный период;
Информация об изменениях:
Подпункт 4 изменен с 1 января 2018 г. — Закон Псковской области от 11 декабря 2017 г. N 1821-ОЗ
4) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, находящиеся в собственности заявителя и членов его семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Законом Псковской области от 6 июля 2015 г. N 1552-ОЗ подпункт 6 пункта 2 статьи 7 настоящего Закона изложен в новой редакции
6) расчет стоимости находящегося в собственности заявителя и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина имущества, указанного в подпункте «в» пункта 1 статьи 6 настоящего Закона, копии правоустанавливающих документов на данное имущество.
Информация об изменениях:
Законом Псковской области от 6 июля 2015 г. N 1552-ОЗ статья 7 настоящего Закона дополнена пунктом 2.1
2.1. Указанный в подпункте 6 пункта 2 настоящей статьи расчет стоимости имущества производится заявителем самостоятельно.
[1]
В случае приобретения имущества, указанного в подпункте «в» пункта 1 статьи 6 настоящего Закона, на основании договора купли-продажи расчет стоимости указанного имущества осуществляется исходя из цены, определенной в договоре купли-продажи такого имущества, с учетом следующего:
В течение первого года со дня заключения договора купли-продажи имущества — стоимость имущества признается равной цене, указанной в договоре купли-продажи;
Начиная со второго года со дня заключения договора купли-продажи имущества и каждый последующий год — стоимость имущества ежегодно уменьшается на 10 процентов от цены, указанной в договоре купли-продажи.
В случае несогласия с представленным расчетом стоимости имущества орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, вправе провести оценку имущества в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В таком случае стоимость находящегося в собственности заявителя и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина имущества, указанного в подпункте «в» пункта 1 статьи 6 настоящего Закона, определяется на основании отчета об оценке, составленного в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Информация об изменениях:
Законом Псковской области от 6 июля 2015 г. N 1552-ОЗ в пункт 3 статьи 7 настоящего Закона внесены изменения
3. Документы, указанные в подпунктах 3 и 4 пункта 2 настоящей статьи, представляются в подлинниках, а документы, указанные в подпунктах 1, 2 пункта 2 настоящей статьи (за исключением копий судебных решений), — в подлинниках с одновременным представлением копий, которые заверяются лицом, принимающим документы.
Информация об изменениях:
Законом Псковской области от 29 декабря 2014 г. N 1489-ОЗ статья 7 настоящего Закона дополнена пунктом 3.1
3.1. Гражданину, подавшему заявление о признании его малоимущим, выдается расписка в получении документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, с указанием их перечня и даты получения органом, осуществляющим признание граждан малоимущими, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам, регистрационного номера заявления о принятии на учет в книге регистрации.
В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
4. Орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, вправе проверить сведения, содержащиеся в представленных заявителем документах.
Информация об изменениях:
Пункт 4.1 изменен с 1 января 2018 г. — Закон Псковской области от 11 декабря 2017 г. N 1821-ОЗ
4.1. Орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает:
1) в органе, осуществляющем функции по контролю и надзору в сфере миграции, — информацию о месте проживания заявителя и членов его семьи, указанных в заявлении, или одиноко проживающего гражданина (запрашивается в случае отсутствия в паспорте заявителя и в паспортах членов его семьи или одиноко проживающего гражданина отметки о регистрации по месту жительства на территории области либо при предъявлении заявителем и членами его семьи или одиноко проживающим гражданином иных документов, удостоверяющих личность);
2) в органе, осуществляющем государственную регистрацию актов гражданского состояния, — информацию о государственной регистрации брака заявителя (в случае наличия брачных отношений), информацию о государственной регистрации рождения детей заявителя;
3) в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество:
Информацию, подтверждающую наличие или отсутствие у заявителя и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина жилых помещений на праве собственности за расчетный период;
Информацию о кадастровой стоимости объектов недвижимости, находящихся в собственности заявителя и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина, а также в случае, если кадастровая стоимость земельного участка не определена, — сведения о нормативной цене таких земельных участков;
4) в органе, осуществляющем государственную регистрацию транспортных средств, — информацию, подтверждающую наличие в собственности у заявителя и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина имущества, указанного в подпункте «в» пункта 1 статьи 6 настоящего Закона.
Документы, содержащие информацию, запрашиваемую органом, осуществляющим признание граждан малоимущими, в порядке межведомственного информационного взаимодействия, граждане вправе представить по собственной инициативе.
5. Основанием для признания граждан малоимущими является наличие одновременно двух условий:
1) размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, определенный за расчетный период в соответствии со статьями 3 — 5 настоящего Закона, составляет менее установленной органом местного самоуправления величины размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими;
2) стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, определенная в соответствии со статьей 6 настоящего Закона, составляет менее установленной органом местного самоуправления величины стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими.
При этом величина стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими, устанавливается органом местного самоуправления путем умножения величины стоимости имущества, находящегося в собственности одного члена семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, на количество членов семьи.
Информация об изменениях:
Законом Псковской области от 29 декабря 2014 г. N 1489-ОЗ пункт 6 статьи 7 настоящего Закона изложен в новой редакции
Видео (кликните для воспроизведения). |
6. По результатам рассмотрения заявления о признании граждан малоимущими и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, принимает решение о признании гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее — решение о признании граждан малоимущими) либо решение об отказе в признании гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее — решение об отказе в признании граждан малоимущими).
Решение о признании граждан малоимущими либо решение об отказе в признании граждан малоимущими оформляется правовым актом органа, осуществляющего признание граждан малоимущими, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня подачи заявления о признании гражданина малоимущим и иных представленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи документов в орган, осуществляющий признание граждан малоимущими.
Читайте так же: Сроки возврата денег на карту
В случае представления гражданином заявления о признании гражданина малоимущим через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
Орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о признании граждан малоимущими либо решения об отказе в признании граждан малоимущими выдает или направляет гражданину, подавшему заявление о признании граждан малоимущими, копию указанного решения.
В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр, копия решения направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан гражданином.
7. Отказ в признании граждан малоимущими может быть обжалован заявителем в судебном порядке.
8. Признание граждан малоимущими осуществляется в следующих случаях:
А) при принятии на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
Б) при перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
В) при предоставлении малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
> Вступление в силу настоящего Закона |
Содержание Закон Псковской области от 14 июня 2006 г. N 559-ОЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет. |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа
Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.
ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).
Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.
Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма
Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим. Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ). А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).
Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв. м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.
Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
[3]
Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):
- Подача заявления о снятии с учета;
- Утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
- Выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
- Получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
- Предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
- Выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.
Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).
Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов. Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л. и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).
Читайте так же: Каков размер минимальной оплаты труда
Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ. Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).
Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета
Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).
Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т., причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).
Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.
Пособие малоимущим семьям в 2019 году
В каждом регионе установлен определенный размер прожиточного минимума, который позволяет купить корзину необходимых продуктов и товаров, чтобы обеспечить нужды семьи. И если граждане получают меньший доход, они могут рассчитывать на государственную помощь, получив пособие малоимущим семьям в 2019 году. Выплаты малоимущим производятся не только в денежном, но и натуральном виде.
Что собой представляет пособие малоимущим семьям в 2019 году?
Каждая малоимущая семья, получившая такой статус, может рассчитывать на поддержку. Выплаты производятся из местного бюджета, чаще всего такая помощь предусмотрена для семей с детьми. Государство предусмотрело следующие социальные пособия малоимущим семьям в 2019 году:
- Детские пособия;
- Предоставление социальной ипотеки на льготных условиях;
- Субсидии на оплату коммунальных счетов;
- Налоговые вычеты по месту работы;
- Бесплатный проезд в общественном транспорте;
- Бесплатное питание в школьных столовых;
- Получение корзины продуктов для новорожденного на детской кухне.
Размер пособия зависит от ситуации и региона проживания. Так, возможно получение адресной помощи, например, к 1 сентября для покупки товаров школьнику. В учебных заведениях сумма пособия для студентов из малообеспеченных семей определяется самостоятельно.
Какая семья является малоимущей?
Рассчитывать на выплаты могут только малоимущие семьи. Такой статус определяется исходя из среднего дохода за последние три месяца. Если он оказывается меньше величины прожиточного минимума, будет назначено пособие по данным сайта consultant. ru.
Таким образом, рассчитывать на помощь могут следующие семьи:
- Неполные, где есть только один родитель;
- Многодетные;
- Получающие минимальный доход;
- Семьи военнослужащих;
- Семьи, в состав которых входят пенсионеры и инвалиды.
Как же правильно рассчитать, положена ли помощь малообеспеченной семье в 2019 году?
Видео (кликните для воспроизведения). |
Для наглядности приведен пример:
Читайте так же: Кто по праву может унаследовать пенсионные накопления
Источники
Кого по закону должны признать малоимущимОценка 5 проголосовавших: 1 Олег Силинский
Здравствуйте. Рад Вас видеть на своем ресурсе. Я штатный юрист с 10 летним стажем работы в частной Московской юридической компании. С удовольствием поделюсь с Вами своим опытом!