Кто по закону должен отвечать за организацию похорон

Рассмотрим следующий вопрос: "Кто по закону должен отвечать за организацию похорон". Если необходимы утонения, то обратитесь к дежурному специалисту.

Обзор новой редакции законопроекта «О похоронном деле»

Частные крематории, похоронные дома и административная ответственность – что изменилось в новой редакции законопроекта «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»?

Московский справочник ритуальных услуг предлагает обзор наиболее значимых нововведений, предложенных в законопроекте.

Инвентаризация кладбищ. В новой редакции законопроекта особое место уделено вопросу инвентаризации захоронений. Инвентаризация призвана уменьшить количество т.н. «бесхозных» захоронений, определить лиц, ответственных за захоронения, создать реестры захоронений для облегчения их поиска. Согласно законопроекту, органы местного самоуправления обязаны провести инвентаризацию земельных участков, на которых расположены объекты похоронного назначения до 1 января 2023 года.

Следствием инвентаризации должно также стать обеспечение всех ответственных за захоронения паспортами захоронения с внесенными данными по каждому участку. Паспорта (удостоверения) на место захоронения, выданные до дня вступления в силу закона, подлежат переоформлению только по желанию ответственного за захоронение.

Виды кладбищ. Отменив включенный в предыдущие редакции пункт о частных кладбищах, последняя редакция закона предлагает новый вид некрополей — кладбища специального режима использования. Как явствует из закона, это кладбище, захоронения на котором не производятся, за исключением семейных (родовых), а также захоронений с учетом заслуг умершего перед обществом и государством. Примером подобного кладбища может случить Военно-мемориальное кладбище в Мытищах.

Содержание кладбищ. Новый закон говорит твердое «нет» захоронениям на обочине дорог и в проходах между существующими захоронениями. Цитата: «Не допускается устройство захоронений с нарушением установленной планировки кладбища, в том числе между местами захоронений, на обочинах дорог, в санитарно-защитной зоне кладбища».

Уполномоченный орган в сфере похоронного дела, в ведении которого находится кладбище, может возложить работы по содержанию кладбища на организацию или ИП (обязанность по подготовке могил, оказание услуг по уходу за местами захоронения). При этом стоимость услуг должна находиться в пределах цен, установленных уполномоченным органом в сфере похоронного дела, в ведении которого находится кладбище. Подготовку могил и оказание услуг по уходу за местом захоронения на кладбище вправе оказывать только лица, осуществляющие его содержание.

Чтобы не нарушать закон о конкуренции, в законопроект был внесен пункт о том, что лица, оказывающие услуги по содержанию кладбищ, не вправе совмещать эту работу с работой ритуальной службы.

Частные крематории и колумбарии. Отказавшись от идеи частных кладбищ, авторы законопроекта, тем не менее, включили в текст документа пункты о частных крематориях и колумбариях. Реализация данной инициативы, очевидно, имеет меньше «подводных камней», чем предложение о легализации частных некрополей.

Ритуальные агентства при моргах и покупка информации о смерти

Центральное внимание законодательной инициативы сфокусировано на регулировании взаимодействия ритуальных служб с заказчиками и получении информации о смерти.

Так, законопроект вводит прямой запрет на нахождение ритуальных служб при моргах и больницах. Цитируем: «Запрещается размещение пунктов приема заказов юридических лиц (их филиалов и представительств) и индивидуальных предпринимателей, оказывающих ритуальные услуги, в медицинских организациях. Запрещается продажа похоронных принадлежностей, а также организация выставки похоронных принадлежностей на территории медицинских учреждений».

Любые должностные лица, которые в силу своих должностных обязанностей, имеют доступ к информации о произошедшей смерти, не имеют права предлагать ритуальные услуги, а также оказывать прямое или косвенное влияние на родных и близких покойного, имеющее целью продажу ритуальных услуг. Помимо этого, запрет налагается на передачу персональных данных умершего и его родственников третьим лицам (за исключением лица, взявшего на себя обязанность по организации погребения).

Работа ритуальной службы

Договор на оказание услуг. Законопроект постулирует работу с заказчиком исключительно на основе договора. До сих пор многие ритуальные службы не заключают официального договора с заказчиками, ограничиваясь расписками и квитанциями.

Договор на организацию похорон оформляется в письменной форме и должен содержать следующие сведения:

  • данные специализированной службы по вопросам похоронного дела;
  • реквизиты уведомления о включении юридического лица в реестр специализированных служб;
  • данные агента ритуального обслуживания;
  • данные лица, взявшего на себя обязанность по организации похорон умершего
  • данные умершего;
  • виды ритуальных услуг;
  • цены по каждому виду ритуальной услуги или указание на оказание услуг по гарантированному перечню услуг по погребению;
  • сроки оказания каждого вида ритуальной услуги;
  • дата приема заказа;
  • права и обязанности сторон;
  • ответственность специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Реестр ритуальных служб. Что касается самих ритуальных служб, до 1 сентября 2020 года все похоронные бюро должны подать заявку на внесение в реестр специализированных служб в сфере похоронного дела. Для этого необходимо подготовить пакет документов и предоставить его в орган, регулирующий похоронное дело в регионе. Ритуальная служба имеет право осуществлять деятельность только в том регионе/районе, в котором она прошла регистрацию в реестре.

Для внесения службы в реестр необходимо соблюсти следующие требования:

  • иметь регистрацию по месту осуществления деятельности в качестве юридического лица и (или) обособленного подразделения;
  • иметь на праве собственности или ином законном основании помещения и оборудование, отвечающие установленным требованиям, используемые для приема заказа на оказание услуги по организации похорон и оказания ритуальных услуг;
  • нанимать сотрудников, имеющих профессиональное образование, необходимое для оказания ритуальных услуг, только на основе трудовых договоров;
  • иметь на праве собственности или ином законном основании катафальный транспорт, соответствующий установленным требованиям;
  • располагать диспетчерским центром приема заказов;
  • соблюдать требования, установленные законодательством в сфере похоронного дела.

Специализированным службам запрещено осуществлять полномочия по предоставлению мест захоронения на кладбищах, а также участков для создания семейных (родовых) захоронений.

При нарушении требований, предъявленных к ритуальной службе, она может быть исключена из реестра. В список причин для исключения входят: нарушение законодательства о похоронном деле, неисполнение предписаний к устранению нарушений в работе, предоставление подложных документов, навязывание ритуальных услуг, а также покупка информации о смерти.

Читайте так же:  Получение больничного листа

Похоронный дом – что это?

Помимо специализированных служб по вопросам похоронного дела, законопроект вводит понятие похоронного дома. Исходя из требований, предъявляемых к похоронному дому, можно заключить, что он представляет из себя ритуальный комплекс, в состав которого входят:

  • бюро похоронного обслуживания (пункт приема заказов)
  • диспетчерская служба;
  • останкохранилище (трупохранилище);
  • помещение для подготовки тел умерших к погребению (здесь нужно отметить, что законопроект запрещает сотрудникам морга оказывать услуги по подготовке к погребению, т.е. бальзамирование, посмертная реставрация облика, макияж и т.д.);
  • ритуальный зал.

Помимо этого, похоронные дома могут иметь в своем составе:

  • крематорий;
  • колумбарий;
  • помещение для проведения поминальной трапезы;
  • салон-магазин;
  • мастерскую.

Согласно законопроекту, похоронные дома могут быть государственными, муниципальными и частными. Размещение похоронного дома на территории медицинской организации запрещено.

Правила работы моргов

Законопроект уделяет немалое внимание регламентации работы моргов. Выше уже был упомянут запрет на размещение ритуальных служб при моргах, а также запрет на подготовку тела к погребению. Помимо этого, согласно законопроекту, морг обязуется выдать свидетельство о смерти в течение суток с момента установления причины смерти, а тело для погребения – в срок не более двух суток с момента установления причины смерти.

Что касается времени, которое дается на нахождение тела в морге, законопроект определяет его в 7 суток при наличии у родственников покойного обстоятельств, затрудняющих погребение, и в 14 суток − в случае поиска родственников либо законного представителя умершего.

Прижизненный договор на ритуальные услуги

Инновационным для законопроекта стал также пункт о прижизненном договоре на ритуальные услуги. Прижизненный договор на оказание ритуальных услуг заключается в пользу самого заказчика либо третьего лица еще до наступление смерти. В договоре указывается лицо, в пользу которого заключен договор, а также ответственное лицо, которое обязано сообщить о факте наступления смерти лица, в пользу которого заключен договор.

Плата по договору производится в момент его заключения и является фиксированной. Никаких доплат после заключения договора не требуется. При наступлении смерти, ритуальная служба, с которой был заключен договор, обязана организовать похороны в соответствии с договорными обязательствами.

Законопроект «О похоронном деле» обязывает все компании (включая ИП), предоставляющие данную услугу, заключать договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по прижизненному договору на оказание ритуальных услуг.

Штрафы за нарушение законодательства

В редакции закона предложено внести дополнения в Кодекс об административных правонарушениях. Так, нарушение требований законодательства в сфере похоронного дела влечет за собой следующие штрафы: в размере от 1000 до 5000 рублей — на граждан; на должностных лиц — от 5000 до 10 000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 50 000 рублей.

Нарушение порядка предоставления земельного участка для захоронения останков, праха умершего влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей.»;

Осуществление деятельности по оказанию ритуальной услуги по организации похорон юридическими лицами, не включенными в реестр специализированных служб по вопросам похоронного дела влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 000 до 100 000 ; на юридических лиц — от 150 000 до 250 000 рублей.

Незаконные действия по получению и (или) распространению информации о смерти граждан (персональных данных) также подпадают под штрафные санкции.

[1]

Нарушение порядка получения и предоставления третьим лицам персональных данных умерших и лиц, взявших на себя обязанность по организации похорон влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 150 000 до 200 000 рублей».

Ответственный за захоронение

Ответственный за захоронение — это лицо, взявшее на себя обязанность по организации похорон (осуществление всех действий по погребению умершего).

В соответствии с действующим законодательством, лицо, взявшее на себя обязанность по организации похорон, должно осуществить весь процесс организации погребения, в том числе: оформление документов, необходимых для погребения, получение гербового свидетельства о смерти, справки о смерти, пособия на погребение, включая принятие на себя ответственности за место захоронения.

Согласно ст.8 Закона города Москвы от 04.06.1997г. № 11 «О погребении и похоронном деле в городе Москве», «Лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, — лицо, которому умерший (погибший) при жизни в письменной форме или при свидетелях поручил осуществить его погребение, либо супруг, близкие родственники или иные лица, осуществляющие погребение при отсутствии волеизъявления умершего (погибшего).

В случае, если лицо при жизни не поручило (в письменной форме либо в присутствии свидетелей) осуществить его погребение какому-либо конкретному лицу либо если лицо, получившее прижизненное поручение, отказалось от исполнения данных функций, осуществить организацию погребения умершего имеют право в первую очередь: супруг, дети, родители, внуки. В случае отсутствия родственников первой очереди либо их отказа от осуществления организации погребения во вторую очередь имеют право на совершение данных действий: бабушка, дедушка, полнородные и неполнородные братья и сестры умершего. В случае отсутствия родственников первой и второй очереди и законного представителя осуществить организацию погребения умершего имеет право иное лицо, личность которого удостоверена в установленном порядке.»

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 08.04.2008 г. № 260-ПП «О состояниях и мерах по улучшению похоронного обслуживания в городе Москве», лицу, ответственному за захоронение выдается администрацией кладбища удостоверение (электронный паспорт) на захоронение. Данный документ выдается в соответствии с записями, содержащимися в книге регистрации (учета) захоронений, и подтверждает факт захоронения умершего на конкретном участке кладбища, а также содержит сведения о захороненном (захороненных), номер участка и могил.

С лицом, ответственным за захоронение, ГУП «Ритуал» может заключать договор о предоставлении места для захоронения и об осуществлении ухода за ним.

Права и обязанности лица, ответственного за захоронение закреплены действующими правовыми актами в области погребения и в частности, вышеназванным Постановлением Правительства Москвы от 08.04.2008 г. № 260-ПП:

Читайте так же:  Как узнать, кому по адресу онлайн

«2.14. Ответственному за захоронение лицу предоставляется право принимать решения о том, кто в дальнейшем будет погребен на данном участке, в случае, если лицо является супругом или близким родственником умершего (погибшего), — дети, родители, усыновленные, усыновители, полнородные и неполнородные братья и сестры, внуки, дедушка, бабушка.

В случае если ответственное за захоронение лицо не является супругом или близким родственником умершего (погибшего), то решение о дальнейших захоронениях принимается на основании заявления лица, ответственного за захоронение, с учетом предыдущих захоронений, архивных данных по степени родства к захороненным комиссией ГУП «Ритуал»».

«3.3. Обращаться в администрацию кладбища за разрешением на установку надмогильных сооружений имеет право только лицо, ответственное за захоронение».

«5.1. Ответственное за захоронение лицо обязано содержать надмогильные сооружения и зеленые насаждения (оформленный могильный холм, памятник, цоколь, цветник, необходимые сведения о захоронениях) в надлежащем состоянии».

Перерегистрация захоронения (перезаключение договора) на другое лицо возможна только с согласия лица, ответственного за захоронение, и рассматривается в каждом отдельном случае ГУП «Ритуал» через администрацию кладбищ.

На семейных (родовых) участках, на которых не производились захоронения, решение о переоформлении договора на другое лицо принимается ГУП «Ритуал» на основании заявления лица, которому предоставлен участок под семейные (родовые) захоронения.

Направо, налево или прямо? Что предлагают ритуальщикам авторы проекта закона «О погребении и похоронном деле в РФ»

Президент Региональной общественной организации по защите прав потребителей в сфере ритуально-похоронных услуг»Верум»

специально для ГАРАНТ.РУ

Проект закона «О погребении» 1 , который после вступления в силу заменит действующий Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле в РФ» (далее – закон о погребении и похоронном деле) – очередное подтверждение тому, что государство в лице авторов законопроекта ориентируется на жесткий контроль этой сферы. Напомним, что в июле 2017 года Президент РФ Владимир Путин по итогам инспекции ритуально-похоронной отрасли Контрольным управлением Президента дал ряд поручений, которые, если обобщить, сводятся к одному требованию – навести порядок на похоронном рынке. Надо отметить, что к работе привлечен практически весь блок правоохранительных органов: поручения даны МВД России, Генеральной прокуратуре РФ, ФАС России и другим ведомствам.

Законотворцы, входящие в рабочую группу при Минстрое России, и эксперты ритуальной отрасли, прорабатывают три варианта контроля за похоронной отраслью: лицензирование ритуальных организаций, создание Реестра ритуальных организаций и саморегулирование (СРО). По словам экспертов, возможен один вариант контроля или объединение двух способов. Поэтому к обсуждению вынесен и комбинированный вариант контроля, который будет использовать возможности и лицензирования, и СРО, или введут Реестр ритуальных организаций и оставят возможность саморегулирования отрасли.

По сути, решается, будут ли чиновники полностью контролировать отрасль или участникам рынка все же оставят немного самостоятельности, разрешив саморегулирование. Пока специалисты Минстроя России, наученных неудачным опытом создания СРО в строительной отрасли, склоняются в пользу введения реестра похоронных организаций и лицензирования.

«Похоронщики» в своей массе естественно ратуют за саморегулирование, то есть за сохранение относительной самостоятельности и независимости ведения дел. Но с учетом позиции авторов законопроекта будем реалистами и рассмотрим варианты-фавориты.

Считаю, что введение лицензирования вряд ли будет оправдано, но, если во главу угла будет поставлено все-таки оно, в проект закона нормативно-правового акта, на мой взгляд, необходимо внести следующие изменения.

В перечень ритуальных организаций, чья деятельность должна быть лицензирована, необходимо внести:

  • организаторов похорон;
  • организации, занимающиеся транспортировкой тел;
  • организации, осуществляющие хранение тел до проведения похорон;
  • организации, занимающиеся подготовкой тел к похоронам;
  • организации, непосредственно осуществляющие захоронение тел и праха.

Законопроект Минстроя России предлагает лицензировать и косметические работы по подготовке тела, но я и коллеги полагаем, что лицензировать работы по улучшению внешнего вида трупа нецелесообразно, так как, если предположить, что косметические работы по подготовке тела должны лицензироваться, то они, соответственно, должны подпадать под Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – закон о лицензировании отдельных видов деятельности). Согласно действующему закону о лицензировании отдельных видов деятельности косметические услуги не являются предметом лицензирования, так как не подпадают под перечень медицинских услуг (ст. 12). Если косметические услуги по подготовке тела поставить наряду с остальными видами медицинских услуг, то, соответственно, остальные виды косметических услуг также должны будут подпадать под перечень медицинских услуг, иначе будет дисбаланс закона.

Лицензирование похоронной отрасли в целом представляется неоправданным, на мой взгляд, за счет того, что данный инструмент контроля не позволит проконтролировать, соблюдают ли участники рынка морально-этический кодекс, который принимают профессиональные сообщества, когда участники рынка объединяются, например, организуя СРО. Свои профессиональные, этические кодексы есть у адвокатов, госслужащих, журналистов, в корпорациях. Лицензирование – это инструмент хирургического толка. Дать лицензию, а затем приостановить ее действие или вообще отозвать – оперативно и просто, а до этого мало кто будет вдаваться в подробности, соблюдает ли ритуальная организация правила работы в таком деликатном деле, как погребение, или устраивает корпоративы в морге и небрежно обращается с телом.

В случае с саморегулированием СРО должна выработать кодекс профессиональной этики и следить за его соблюдением членами организации. Так, если по обоснованной жалобе на незаконные действия (бездействие) доводы будут подтверждены в судебном порядке, то на основании судебного решения организация будет исключена из СРО без возможности дальнейшего восстановления со всеми вытекающими негативными для нее последствиями. К примеру, если директор, учредитель или работники данной организации захотят создать новую подобную организацию, то у них не будет возможности этого сделать, так как им откажут в регистрации и внесении записи в ЕГРЮЛ, а если указанные деятели аффилированно, то есть через подставных лиц, сохраняя при этом контроль над созданной организацией, решат все-таки создать ее обманным путем, то при выявлении такой организации, всех указанных лиц можно привлечь к уголовной ответственности.

Что касается ритуальных агентов, то законопроект не предусматривает детализации их работы, что, на мой взгляд, является упущением. Если будет выбрано лицензирование, то я уверен, необходимо будет отдельно установить запрет для ритуальных агентов предлагать свои услуги дома у умершего (или родственников умершего). В первую очередь, потому что это нарушение антимонопольного законодательства (ст. 5, ст. 14.2 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), а «черные» похоронные агенты вообще не являются официальными игроками рынка ни сейчас, ни в будущем. Они вне закона, а их действия подпадают под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 159 Уголовного кодекса («Мошенничество»). Если ритуальный агент нарушит данный запрет и придет домой к умершему (родственникам умершего), то данное агентство можно было бы привлекать к административной ответственности и накладывать административный штраф (например, в размере 500 тыс. руб., которая способна образумить даже самых пронырливых и жадных до прибыли дельцов).

Читайте так же:  Уточнение границ земельного участка без второго собственника

Но в этом случае возможен такой вариант событий, что ритуальные агенты переберутся к моргам и рядом с ними будут все также предлагать свои услуги. Выход из этой ситуации, на мой взгляд, в следующем: обязать морги вывешивать в здании список всех ритуальных агентств или агентов города, однако сделать это, с законодательной точки зрения проблематично, если практически невозможно. Так, к примеру, в Москве сотни, если не тысячи юридических лиц и ИП, которые осуществляют деятельность в ритуальной сфере, и если такие списки вывешивать, то сколько места они будут занимать? Люди попросту будут читать от силы наименования первых 20 организаций, а это значит, что снова возможны злоупотребления – будут продаваться места в списке.

На варианте создания Реестра ритуальных организации останавливаться подробно не буду, так как, по сути, этот инструмент контроля схож, а по ряду моментов во многом дублирует лицензирование и СРО. Реестр представляет собой форму учета документации, который состоит из документов на бумажных и электронных носителях. Реестр может быть, как лицензированных организаций, так и членов СРО.

У саморегулирования, шансы стать основной формой контроля есть, но они, повторюсь, крайне невелики, так как лицензирование в похоронной отрасли уже вводилось [в 1995 году. – ГАРАНТ.РУ], но было отменено в 2003 году, после чего качество услуг на похоронном рынке заметно снизилось, то есть в свое время лицензирование себя зарекомендовало, обязывая оказывать услуги надлежащим образом.

Саморегулирование подразумевает под собой создание СРО и обязательное участие в них субъектов похоронной отрасли. Главным плюсом саморегулирования является то, что СРО можно обязать нести дополнительную ответственность и в случае причинения ущерба похоронными организациями (то есть если у ритуального агентства нет или не хватает денег для возмещения ущерба – ущерб возместит саморегулируемая организация за счет имеющихся у нее фонда денежных средств, который формируется из взносов, уплачиваемых членами СРО, вступая в организацию и потом ежегодно. Данные взносы идут на нужды СРО и формируют страховой фонд организации. В случае выбора саморегуляции можно будет на уровне подзаконного акта закрепить стандарты деятельности, которые в различных СРО будут дополнены локальными стандартами.

Минус саморегулирования проявляется в том, лицензионный контроль обычно на порядок строже, что обеспечивается за счет регулярных проверок организаций государственными служащими.

В любом случае, что бы не было выбрано: саморегулирование, лицензирование (повторное), или Реестра ритуальных организаций действующий закон должен быть заменен, так как он не отвечает потребностям, предъявляемым в настоящее время, как к оказанию услуг, так и к самому содержанию и юридическому наполнению кладбищ. К тому же требуемые изменения столь объемны, что легче разработать новый закон, отвечающий современным требованиям, нежели вносить изменения в старый.

Положения законопроекта для удобства работы полагаем уместно будет дополнить следующими нормами, отсутствующими в существующем законе, что приводит к юридическим казусам, неопределенности в жизненных ситуациях:

Перечень основных понятий (кладбище, крематорий и др.), которые уже содержит законопроект, необходимо дополнить определением понятий «захоронение в воду», «частное кладбище» и «частный крематорий». В настоящее время очевидными минусами при оперировании последними двумя понятиями является недостаточное правовое регулирование земельных отношений в данной области. Дело в том, что федеральным законодательством предусмотрено, что земли кладбищ относятся к землям специального назначения, то есть изъяты из гражданско-правового оборота – купить или продать такую землю нельзя (п. 9 ч. 4 ст. 27 Земельного кодекса). Собственниками земли являются муниципальные или городские образования. В связи с этим неясно, каким образом земли будут передаваться частным владельцам – на каких основаниях, в каком порядке, куда будут направлены денежные средства, вырученные от реализации таких земель.

На мой взгляд, можно было ввести следующие условия: владельцы частных кладбищ не имеют права распоряжения данной категорией земель, а имеют лишь право владения, ограниченные нормами законодательства о погребении. Данные владельцы получают деньги за организацию погребения (копка могил), а вырученные средства, за исключением собственной выручки, используют для обеспечения надлежащего ухода за кладбищем и могилами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Прописать возможность или невозможность развеивания праха.

Ввести частно-государственное партнерство в данной отрасли.

В действующем законе закреплено положение о том, что каждому человеку предоставляется участок для погребения бесплатно (п. 1 ст. 7 закона о погребении и похоронном деле), однако оно идет вразрез со п. 9 ч. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ, согласно которому земли, относящиеся к гражданским и воинским захоронениям изъяты из оборота. В связи с этим, необходимо на законодательном уровне закрепить право собственности граждан на участки кладбищ. Также в проекте закона необходимо будет закрепить положение, согласно которому право собственности на могильные памятники принадлежит ответственному за захоронение.

Также необходимо ввести в закон о погребении и похоронном деле, КоАП и УК РФ положения, закрепляющие меру ответственности за нарушения в данной области, в частности, ответственность за незаконную передачу данных о смерти граждан должностными лицами правоохранительных органов и медицинских учреждений ритуальным агентствам, а также механизмы привлечения нарушителей к административной и уголовной ответственности, так как в настоящее время и в действующем законе, и в проекте нового закона данные нормы отсутствуют.

Читайте так же:  Образец претензии перевозчику о повреждении груза

Считаю целесообразным частично делегировать функцию контроля за отраслью общественным организациям, в виде создания, к примеру, СРО, либо наделить общественную организацию полномочиями контроля за деятельностью этой СРО.

Полезным также будет введение института уполномоченного в отрасли.

Необходимо популяризировать ритуальное страхование, схожее с пенсионным, чтобы исключить всю преступность составляющих похоронной услуги и поставить всех участников рынка в равные условия.

1 С паспортом законопроекта «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 00/03-22848/02-15/67-13-4).

[3]

Можно ли взыскать с наследников расходы на похороны?

Главная » Наследство » Можно ли взыскать с наследников расходы на похороны?

В соответствии с традициями и обычаями, после смерти человека необходимо достойно организовать его похороны. В случае, когда человек имел множество родственников и друзей при жизни или занимал важное положение почтить его память приходят многие из них.

На сегодняшний день, расходы на траурную церемонию не маленькие. Как правило, расходы несут самые близкие родственники умершего лица, которые получают статус наследников. Однако, как быть, если не все из родственников готовы осуществлять траты в связи с погребением умершего лица?

Как распределяются расходы между наследниками после того, как один из них полностью оплатил расходы, связанные с организацией похорон?

Что говорится о возмещении расходов на погребение наследодателя в статье 1174 ГК РФ ?

Гражданское законодательство содержит нормы в соответствии, с которым устанавливается порядок распределения расходов, связанных с погребением наследодателя (ст. 1174 ГК РФ).

На основании этой нормы все расходы подлежат возмещению за счет стоимости наследственной массы.

Эти средства расходуются на:

  1. Оплату лечения предсмертной болезни умершего лица;
  2. Процедуру его захоронения;
  3. Расходы, связанные с охраной наследственной массы;
  4. Расходы, которые осуществляются в процессе исполнения завещательного документа (при его наличии).

Необходимость возмещения все этих расходов, возникает у лиц, призванных к наследованию после принятия наследственной массы или к лицам, имеющим статус исполнителей завещательного документа, а также к самой наследственной массе.

Эти расходы должны быть до того, как наследники начнут исполнять денежные обязательства умершего лица перед кредиторами. Возмещения осуществляется каждым наследником в определенном размере, который не может превышать размер полученного по наследству имущества.

Первоначально возмещаются расходы, которые связаны с болезнью лица и его погребением.

Затем следует возместить расходы, которые были направлены на сохранение имущественной массы управлением этой массой.

В последнюю очередь подлежат возмещению расходы, которые вызваны исполнением завещательного документа.

Закон устанавливает правило в соответствии, с которым, для осуществления погребения, наследниками могут быть использованы любые денежные средства, которые принадлежали умершему лицу независимо от того, находятся они в наличной форме или в безналичной в виде банковских вкладов или банковских счетах.

В случаях, когда эти денежные средства имеют безналичную форму, находящуюся в пользовании банка, по постановлению нотариуса, банковская структура обязана предоставить эти средства лицу, осуществляемом организацию похорон, для оплаты расходов, связанных с ними.

Кто такой недостойный наследник?

Положены ли выплаты наследникам участников ВОВ, читайте тут.

Лицо, имеющее статус наследника средств, находящихся в банке, имеет право до истечения полугодового срока получения прав на имущество, обратится в банковскую организацию с требованием о предоставлении этих средств, для организации похорон. При этом существует одно важное правило, в соответствии с которым, размер предоставляемых денежных средств не может быть более 40 000 рублей.

Как взыскать с наследников расходы на похороны наследодателя?

Не смотря на то, что, как правило, погребением занимаются близкие родственники умершего, встречаются случаи, когда эти обязанности исполняются третьими лицами, которые не имеют родственных связей с умершим и не являются наследниками. Имеют ли право они на получение возмещения потраченных средств?

Законодатель даёт четкий ответ, что могут.

Как ранее уже упоминалось, что все расходы, связанные с болезнью лица или его погребением могут быть возмещены за счёт его же средств, независимо от того находятся ли они в банке на счету или вкладах или нет.

Однако для получения этих денежных средств в качестве возмещения, необходимо иметь данные, свидетельствующие о расходах. В качестве документального подтверждения осуществления трат могут быть использованы:

  1. Чеки;
  2. Квитанции;
  3. Соглашения на оказание медицинских услуг.

Обратите внимание, что организация поминок с перечень возмещаемых расходов не включается.

Как правило, при организации похорон, обратившемуся лицу выдаются чеки или квитанции при приобретении одежды или гроба для умершего лица, договоры об оказании транспортной перевозки к месту захоронения.

В связи с этим рекомендуется не выкидывать все документы, подтверждающие оплату расходов, поскольку на них заинтересованное лицо может ссылаться, например, в случае обращения в судебную инстанцию.

Куда обращаться, чтобы взыскать расходы на погребение с наследников?

Как ранее уже говорилось, что расходы, которые понесены лицом независимо от того, является ли оно родственником умершего или нет, подлежат обязательному возмещению.

Для того, что бы вернуть затраченные денежные средства необходимо соблюсти определенный порядок.

Итак, в первую очередь необходимо обратиться к нотариусу, который располагается по месту постоянного проживания умершего лица.

Для обращения следует подготовить документы, подтверждающие осуществление затрат при болезни умершего лица, на его погребение. Помимо этих документов требуется представление:

  1. Документа, содержащего сведения о месте проживания умершего лица;
  2. Документ о его смерти.

В случае, когда на момент обращения наследников в соответствии с законом или завещательным документом не выявлено или они отсутствуют, нотариус должен составить документ, имеющий письменную форму – постановление о выдаче денежных средств для возмещения понесенных расходов.

Этот документ является основанием выдачи средств денежных средств любой банковской организацией, территориальным подразделением Пенсионного Фонда или другим учреждением, которое осуществляет хранение денежных средств.

В случае, когда наследники уже заявили свои права на наследственную массу порядок действий иной. В этом случае обращения к нотариусу не требуется. Лицо будет выступать в качестве кредитора, а наследники в качестве обязанных лиц. Требовать возмещения можно как со всех наследников, так и с одного.

Читайте так же:  Образец договора купли-продажи битого автомобиля

Допускается обращение непосредственно в банковские организации или другие учреждения, хранящие деньги наследодателя за выдачей денежных средств. Однако таким правом обладает лишь то лицо, которое назначено исполнителем воли наследодателя.

Однако в этом случае необходимо помнить правила, которые связаны с периодами осуществления завещательного распоряжения.

Так, в случае, когда завещательное распоряжение было заявлено до наступления марта 2002 года, лицо, имеющее статус исполнителя имеет право получения денежные средства в любой сумме в любое время, в том числе денежные средства, причитающиеся ему в связи с исполнением воли.

В случае, когда распоряжение или завещательный документ был сделан в отношении вкладов внесенных после наступления марта 2002 года, то наследники обладают правом получения средств только по истечению полугода со дня смерти завещателя. Существуют ограничения связанные и с суммой этих средств. Размер выдаваемых средств не может превышать двухсот минимальных размеров оплаты труда, установленных на момент обращения, Постановлением Правительства.

При наличии оставшихся средств на счетах или вкладах, они выдаются только после истечения полугодового срока и вступления в наследственные права.

Кто должен заниматься организацией похорон

Главная Ответы на вопросы читателей Кто по закону должен отвечать за организацию похорон?

Вопрос от Савельникова Андрея Антоновича

г. Краснодар Краснодарская область

Кто должен заниматься организацией похорон?

Организа­ция похорон регулируется федеральным законодатель­ством и законодательством субъектов РФ о погребении и похоронном деле.

Если умерший при жизни не поручил в письменной форме или в при­сутствии свидетелей организовать его погребение какому-либо конкретному лицу, или если лицо, получившее прижизненное поручение, мотивирован­но отказалось от исполнения этих обязанностей, организовать погребение умершего имеют право:

  • супруг или близкие родственники (дети, родители, внуки, родные бра­тья и родные сестры, дедушки, бабушки);
  • иные родственники или законный представитель умершего.

При отсутствии указанных лиц, организовать погребение умершего, в соответствии с п. 3 ст. 5, ст. 6 Закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ О погре­бении и похоронном деле, имеет право иное лицо, взявшее на себя эту обязанность.

Если у вас есть вопросы задайте их в форму ниже, мы ответим в кратчайший срок.

Кто может быть назначен ответственным за захоронение и что он обязан делать

9 100 Р 8 830 Р

5 500 Р 5 340 Р

15 850 Р 15 380 Р

27 380 Р 26 020 Р

Кто это – «ответственный за захоронение»?

Раньше, примерно до 80х гг., такое понятие не особенно ходило в быту – кто-то из близких просто хоронил усопшего родственника со всеми полагающимися документами. Если вы спросите кого-то, кто занимался захоронениями в эти годы (а то и позже, в 90е), что такое паспорт захоронения, ваш собеседник, скорее всего, затруднится с ответом на этот вопрос. Действительно, строгий учет ответственных начался только в конце 90х годов, когда похоронное дело было выделено в самостоятельную отрасль, и им стал плотно заниматься ГУП Ритуал (в Москве и Московской области).

С тех пор ответственным стал назначаться близкий дееспособный совершеннолетний родственник усопшего, причем в порядке строгого приоритета:

  • супруги, родители и дети, а также приемные родители и приемные дети;
  • внуки, дедушки/бабушки, братья/сестры, а также единоутробные и сводные братья/сестры;
  • дяди/тети, а также те, кто является единоутробными и сводными братьями/сестрами родителей;
  • прадедушки/прабабушки;
  • племянники, двоюродные правнуки, двоюродные дедушки/бабушки;
  • отчимы/мачехи, пасынки/падчерицы.

Документ, который подтверждает права ответственного за захоронение на все манипуляции с захоронением, называется паспортом захоронения. Там указываются все данные о погребении, а также личные данные ответственного.

Что вправе и что обязан делать ответственный за захоронение

Назначение кого-либо ответственным позволяет в какой-то степени избежать конфликтов, связанных с установкой надмогильных сооружений и подзахоронениями: все манипуляции, которые совершаются с участком, должны быть согласованы с ответственным. Поэтому теперь, когда за участок ответственно одно лицо, другим родственникам не будет выдано разрешения ни на подзахоронение, ни на установку памятника, и никаких конфликтов пост-фактум быть не должно.

Итак, ответственный решает (по факту, конечно, совместно с другими родными, но юридически все-таки только он):

  • кто будет подзахоронен на участок – традиционно или урной;
  • какой памятник или (другое надмогильное сооружение) будет установлен на могиле;
  • можно ли эксгумировать старое захоронение (конечно, после истечения срока, установленного законом).

Можно ли переназначить ответственного и как?

Ответственный переназначается в следующих случаях:

  • человек, который был ответственным ранее, добровольно передает это право, так как больше не может или не хочет заниматься вопросами обустройства захоронения;
  • ответственный за захоронение умирает, а новое лицо предоставляет все документы для передачи ему этого права, либо новое лицо назначается судом;
  • ответственный недоступен (например, признан пропавшим без вести) либо теряет дееспособность.

Суд также имеет право вмешаться, если одно лицо требует передать ему право быть ответственным, а нынешнее ответственное лицо отказывается это делать.

Видео (кликните для воспроизведения).

Передача всех прав на захоронение осуществляется в здании администрации кладбища, куда по возможности должны придти старый и новый ответственные лица. Если это невозможно, новый ответственный приносит гербовое свидетельство о смерти старого ответственного, либо документальные подтверждения его недееспособности, а также документальные подтверждения собственных притязаний на право быть ответственным.

Источники


  1. История Академии Наук СССР. — М.: М.-Л.: АН СССР, 2017. — 484 c.

  2. Панов, В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями: учеб пособие; М.: Юрист, 2011. — 160 c.

  3. Ганапольский Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / Ганапольский, Матвей. — М.: АСТ, 2017. — 416 c.
  4. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.
Кто по закону должен отвечать за организацию похорон
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here