Основной порядок ликвидации

Рассмотрим следующий вопрос: "Основной порядок ликвидации". Если необходимы утонения, то обратитесь к дежурному специалисту.

Основной порядок ликвидации

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок ликвидации ООО и распределения имущества ликвидируемого ООО в пользу единственного участника?

1. В соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ) общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО, общество) может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, с учетом требований Закона N 14-ФЗ и устава общества. Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами (п. 5 ст. 57 Закона N 14-ФЗ).
В Гражданском кодексе РФ основания и порядок ликвидации юридического лица установлен ст.ст. 61-64.1.
В процедуре ликвидации юридического лица, в том числе ООО, можно выделить следующие этапы:
— принятие уполномоченным органом решения о ликвидации, назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора);
— сообщение о принятом решении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган) для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ);
— публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами;
— составление промежуточного ликвидационного баланса;
— осуществление расчетов с кредиторами;
— составление ликвидационного баланса;
— государственная регистрация ликвидации юридического лица.
Остановимся на каждом этапе более подробно.

1. Принятие решения о ликвидации, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора)

2. Уведомление о принятых решениях регистрирующего органа

3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

5. Государственная регистрация ликвидации общества

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Ликвидация ООО;
— Энциклопедия решений. Порядок ликвидации юридического лица;
— Энциклопедия решений. ООО с одним участником;
— Энциклопедия решений. Формирование промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса;
— Энциклопедия решений. Распределение имущества ликвидируемого ООО между его участниками.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Изменения в процессе ликвидации и прекращения юридических лиц

Наиболее существенными изменениями, внесенными в нормы о ликвидации юридического лица, являются следующие:

  • для принудительной ликвидации юридического лица, при создании которого были допущены неустранимые грубые нарушения, необходимо сначала признать недействительным его государственную регистрацию (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • установлены дополнительные основания принудительной ликвидации юридического лица ( подп. 1, 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • урегулирован вопрос с расходами на проведение ликвидации (п. 5 ст. 61, подп. 2, 6 ст. 62 ГК РФ);
  • установлено дополнительное основание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (п. 6 ст. 62 ГК РФ);
  • установлено основание для принудительной ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (п. 5 ст. 62 ГК РФ);
  • предусмотрен случай продажи имущества ликвидируемого юридического лица без торгов (п. 4 ст. 63 ГК РФ);
  • установлена процедура распределения обнаруженного имущества исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица (п. 5.2. ст. 64 ГК РФ);
  • установлены дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица (ст. 64.1 ГК РФ).

В новой редакции ст. 61 ГК РФ предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. При этом с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

Также установлено, что неисполнение решения суда о ликвидации юридического лица является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно.

Необходимо обратить внимание на то, что подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ допускается принудительная ликвидация юридического лица не только в случае наличия неустранимых грубых нарушений при его создании, но в других случаях признания его государственной регистрации недействительной.

Ст. 62 ГК РФ, устанавливающая обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица, существенно дополнена. В частности, в нее включены следующие положения:

  • учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны опубликовать сведения о принятии решения в порядке, установленном законом (п. 1 ст. 62 ГК РФ);
  • учредители (участники) юридического лица обязаны совершить действия по ликвидации юридического лица за счет имущества юридического лица, а при недостаточности имущества — солидарно за свой счет (п. 2 ст. 62 ГК РФ);
  • ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (абз. 1 п. 4 ст. 62 ГК РФ);
  • в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего (п. 5 ст. 62 ГК РФ);
  • при невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В п. 1 ст. 62 ГК РФ также включен срок уведомления уполномоченного государственного органа о принятии решения о ликвидации – три рабочих дня после даты принятия этого решения (ранее в п. 1 ст. 62 ГК РФ говорилось о незамедлительном сообщении, а трехдневный срок был установлен п. 1 ст. 20 Закона о регистрации).

Статья 63 ГК РФ, устанавливающая порядок ликвидации, была дополнена следующими нормами:

Из п. 4 ст. 63 ГК РФ исключено правило, в соответствии с которым выплаты кредиторам третьей и четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Теперь на этих лиц распространяется общее правило о выплатах в порядке очередности со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Читайте так же:  Где найти карту градостроительного зонирования

Подвергся изменениям и порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, установленный в ст. 64 ГК РФ.

Прежде всего, следует отметить, что п. 1 ст. 64 ГК РФ дополнен положением о том, что требования кредиторов любой очереди удовлетворяются только после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации.

Введена возможность удовлетворения требований кредиторов даже после окончания процедуры ликвидации юридического лица. Это становится возможным, если после ликвидации обнаруживается какое-либо имущество этого юридического лица.

В случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.

Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам ГК РФ о ликвидации юридических лиц.

Также, установлена норма, в соответствии с которой требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

В новую редакцию ГК РФ включена статья 64.1, устанавливающая дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица.

В частности, предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).

Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК РФ (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ).

Кроме того, ГК РФ дополнен статьей 64.2, устанавливающей основания прекращения недействующего юридического лица. В соответствии с п. 1 ст. 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом о регистрации, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из реестра, не представляло документы отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица на основании ст. 53.1 ГК РФ (п. 3 ст. 64.2 ГК РФ).

Энциклопедия решений. Порядок ликвидации юридического лица

Порядок ликвидации юридического лица

После принятия решения о ликвидации юридическое лицо должно осуществить определенную последовательность действий.

Уведомление налогового органа

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить об этом в письменной форме налоговый орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 62 ГК РФ, п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон о госрегистрации).

Уведомление подается уполномоченным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (например, генеральным директором) по форме N P15001, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] и заполняемой в соответствии с требованиями, установленными названным приказом.

При ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендовано направлять в порядке информации налоговым органам вынесенные решения о ликвидации юридических лиц (п. 11 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций), доведенного до сведения судов информационным письмом Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).

Налоговый орган вносит сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единый государственный реестр юридических лиц (пп. «в» п. 7, абз. второй п. 8 ст. 7.1, п. 2 ст. 20 Закона о госрегистрации).

Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Общее собрание участников (акционеров), принявшее решение о ликвидации общества, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

Решение о назначении ликвидационной комиссии принимается большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров в АО и большинством голосов от общего числа голосов участников ООО, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом ООО (п. 3 ст. 62 ГК РФ, абз. второй п. 2 ст. 21, пп. 3 п. 1 ст. 48, п. 4 ст. 49 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО), пп. 12 п. 2 ст. 33, абз. третий п. 8 ст. 37, абз. второй п. 2 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО)).

С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 4 ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 21 Закона об АО, п. 3 ст. 57 Закона об ООО).

О назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) необходимо уведомить налоговый орган (форма N P15001) (п. 3 ст. 20 Закона о госрегистрации).

Публикация о ликвидации юридического лица

Ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» публикацию о ликвидации общества, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации общества (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/[email protected]).

Читайте так же:  Как узнать сумму накопительной части пенсии умершего

Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после сообщения об этом в регистрирующий орган (абз. второй п. 2 ст. 20 Закона о госрегистрации).

При принятии судом решения о ликвидации общества суд может возложить обязанность по ликвидации юридического лица на учредителей (участников) юридического лица либо на орган, уполномоченный на ликвидацию его учредительными документами. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица (п. 5 ст. 61, п. 5 ст. 62 ГК РФ, п.п. 7-10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Составление промежуточного ликвидационного баланса

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, результатах их рассмотрения, сведения о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

С 1 января 2017 до составления промежуточного ликвидационного баланса организации обязаны представить в налоговый орган расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно (п. 15 ст. 431 НК РФ).

Требования по составлению ликвидационного и промежуточного ликвидационного балансов установлены только для кредитных организаций (положение Банка России от 15.06.2017 N 588-П), для других организаций законодательством и нормативно-правовыми актами РФ обязательные требования не установлены. При его составлении необходимо руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н.

Ликвидационные балансы (промежуточный и окончательный) утверждаются:

— в АО общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (абз. второй п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 4 ст. 22, п. 4 ст. 49 Закона об АО);

— в ООО общим собранием участников — большинством голосов от общего числа голосов участников ООО, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом ООО (абз. второй п. 2 ст. 63 ГК РФ, абз. третий п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

О составлении промежуточного баланса также нужно уведомить налоговый орган (форма N P15001) (п. 3 ст. 20 Закона о госрегистрации). Представлять другие документы, помимо указанной формы, например, сам промежуточный ликвидационный баланс или протокол, которым он был утвержден, не требуется (абз. четвертый п. 28 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утв. приказом Минфина России от 30.09.2016 N 169н).

Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока (п. 4 ст. 20 Закона о госрегистрации):

— установленного для предъявления требований кредиторами;

— завершения производства по иску к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации;

— окончания выездной налоговой проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации.

Расчеты с кредиторами

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания (п. 4 ст. 63 ГК РФ). Проведение торгов не требуется для продажи имущества стоимостью до ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу).

В случае недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица (кроме казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации) ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (абз. второй п. 4 ст. 63, п. 1 ст. 65 ГК РФ). В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) такого юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ, прекращается, а требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 63 ГК РФ).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров АО, общим собранием участников ООО (п. 6 ст. 63 ГК РФ, п. 7 ст. 22, пп. 3 п. 1 ст. 48 Закона об АО, пп. 12 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

Распределение имущества ликвидируемого юридического лица

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками ООО, акционерами АО. При наличии спора между участниками, акционерами общества относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 58 Закона об ООО, п. 1 ст. 23 Закона об АО).

Документы в процессе деятельности юридического лица

При ликвидации хозяйственного общества, в том числе в результате банкротства, документы, образовавшиеся в процессе его деятельности и включенные в состав Архивного фонда РФ, документы по личному составу (трудовые договоры и т.д.), а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией или конкурсным управляющим на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив (ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»).

Остальные документы, образовавшиеся в процессе деятельности организации, а также печать общества уничтожаются, о чем составляются соответствующие акты.

Расходы по ликвидации

Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет (п. 2 ст. 62 ГК РФ). При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников), юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 6 ст. 62 ГК РФ, п. 5 ст. 21.1 Закона о госрегистрации).

Читайте так же:  Как делится наследство после смерти матери

Внесение записи в ЕГРЮЛ

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица (п. 9 ст. 63 ГК РФ, п. 2 и п. 6 ст. 22 Закона о госрегистрации).

Запись о ликвидации юридического лица вносится налоговым органом в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (пп. «в» п. 7, абз. второй п. 8 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).

В случае поступления в регистрирующий орган из суда (арбитражного суда) судебного акта о принятии к производству искового заявления к ликвидируемому лицу, государственная регистрация ликвидации не осуществляется до завершения производства по делу (до момента поступления в регистрирующий орган решения или иного судебного акта, которым завершается производство по делу) (п. 5 ст. 20 Закона о госрегистрации).

С 1 января 2017 года ликвидируемое юридическое лицо, действуя как страхователь по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица обязано предоставить в территориальный орган ФСС России расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно (п. 15 ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

Обнаружение имущества ликвидированного юридического лица

В случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право (п. 5.2 ст. 64 ГК РФ).

Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица (абз. второй п. 5.2 ст. 64 ГК РФ).

Процедура распределения обнаруженного имущества осуществляется по правилам ГК РФ о ликвидации юридических лиц (абз. третий п. 5.2 ст. 64 ГК РФ).

Глава 2. Основания и порядок ликвидации юридического лица

2.1. Основания ликвидации юридического лица

Основания добровольной ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно по решению его участников. При этом важно принимать во внимание, что:

[1]

Видео (кликните для воспроизведения).

— акционерное общество может быть ликвидировано по решению общего собрания акционеров квалифицированным (не менее 3/4) большинством голосов ( эта или другая норма установлена в уставе АО). Пункт 2 статьи 21 Федерального Закона РФ от 26 декабря 1995 года «Об акционерных обществах» 6 гласит: » В случае добровольной ликвидации общества совет директоров(наблюдательный совет) ли общества выносит на решение общего собрания акционеров собрания вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.»;

— общество с ограниченной ответственностью — только по единогласному решению его участников;

Также в качестве оснований для ликвидации могут служить:

— истечение срока, на которое создано предприятие;

— достижение цели, ради которой оно создавалось;

— признание судом недействительности регистрации предприятия в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Добровольная ликвидация предприятий — должников осуществляется во несудебном порядке по взаимному согласию между предприятием и кредиторами в целях удовлетворения требований кредиторов и предотвращения негативных социальных последствий в связи с несостоятельностью (банкротством) предприятий.

Добровольная ликвидация (самоликвидация) проводится без вмешательства суда или государственной службы. Весь процесс осуществляется ликвидатором и контролируется кредиторами. Данный способ является наиболее эффективным, поскольку не связан с судебными издержками, экономится и время проведения процедуры.

Основанием для подготовки к применению процедур добровольной ликвидации в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25 процентов, является решение Федерального управления о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной и об отсутствии реальной возможности восстановить его платежеспособность, принимаемое по результатам анализа экономического состояния предприятия на основании системы критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий.

Добровольная ликвидация предприятия может быть инициирована самим Федеральным Управлением. В этом случае руководитель предприятия в течение трех дней с момента получения указанного распоряжения Федерального управления обязан организовать проведение собрания кредиторов. Совместное решение руководителя предприятия и кредиторов о добровольной ликвидации предприятия в связи с отсутствием возможности восстановления его платежеспособности простым большинством от общего числа голосов. В случае, если уполномоченный орган не утверждает решение о добровольной ликвидации предприятия, он вправе принять решение о подаче предприятием заявления о признании его несостоятельным (банкротом) в арбитражный суд и обязать руководителя предприятия подать указанное заявление.

Если руководитель федерального государственного предприятия в течение установленного срока не выполнил распоряжение Федерального управления о добровольной ликвидации предприятия либо если оно отклонено собранием кредиторов (если в течении 20 дней с момента опубликования объявления о добровольной ликвидации предприятия конкурсным управляющим получено хотя бы заявление от одного кредитора о несогласии с решением о добровольной ликвидации) , Федеральное управление издает распоряжение, содержащее обязательное для руководителя предприятия предписание о внесении в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о не предприятия. Реализация (продажа) имущества ликвидируемого предприятия осуществляется в порядке, установленном планом ликвидации.

Средства, вырученные от реализации имущества ликвидируемого предприятия, поступают на счет ликвидационной комиссии и направляются на удовлетворение требований кредиторов в порядке, определенном действующим законодательством.

Основания принудительной ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо может быть ликвидировано принудительно, по решению суда, по таким основаниям как:

— осуществление деятельности без надлежащего разрешения(лицензии) либо деятельности, запрещенной законом. Это такие виды деятельности, как производство взрывчатых веществ, наркотиков, торговля отдельными видами товаров и прочее;

— неоднократное или грубое нарушение закона или иных правовых актов. К подобным основаниям относятся нарушения налогового законодательства, правил землепользования или санитарно-эпидемиологических норм, взаимоотношений с внебюджетными фондами, регистрация проспектов эмиссии и т.п.

Требование о ликвидации юридического лица по перечисленным выше основаниям могут быть предъявлены в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому такое право предоставлено законом. Это могут быть: прокуратура, налоговая инспекция, регистрационная палата и другие органы.

Читайте так же:  Юрист по разделу имущества супругов после развода в наро-фоминске

В нынешней практике возникает множество проблем связанных с принудительной ликвидацией юридических лиц. В частности остро стоит вопрос ликвидации коммерческих банков. Особенно полно этот вопрос раскрыл в своей статье консультант судьи Конституционного Суда РФ В. Кузнецов. Кузнецов замечает, что Центральный банк РФ может отозвать лицензию у коммерческого банка вследствие грубых и неоднократных нарушений законодательства. Отзыв лицензии совершения банком каких-либо операций и влечет за собой, как правило, его ликвидацию. Ликвидация юридического лица, в том числе и коммерческого банка, осуществляется в порядке, установленном Федерации. В соответствии с ней ликвидация юридического лица вследствие грубых и неоднократных нарушений закона или иных правовых актов может быть произведена только по решению суда.

Ликвидация юридического лица может быть произведена также по решению учредителей либо органа юридического лица в связи с истечением срока либо достижением цели, ради которой оно создано.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией или действующее в форме потребительского кооператива благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК вследствие признания его несостоятельным.

Однако сам по себе факт отзыва лицензии у коммерческого банка не является ни официальным решением о признании его несостоятельным, ни официальным решением о ликвидации банка вследствие грубых и неоднократных нарушений им законодательства, поскольку для ликвидации юридического лица (в том числе коммерческого банка) вследствие грубых и неоднократных нарушений закона и иных нормативных актов требуется решение суда, а объявление должника несостоятельным, и последующая его ликвидация возможны только двумя способами. Первый — решение суда с последующей ликвидацией (п. 1 ст. 65 ГК РФ). Второй — совместное решение должника и кредиторов объявлен добровольной ликвидацией (п. 2 ст. 65 ГК РФ).

Иных официальных способов признания юридического лица несостоятельным действующее законодательство не предусматривает. Более того, ч. 2 п. 4 ст. 61 ГК РФ говорит о том, что, если стоимость имущества такого юридического лица (коммерческой организации) недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только порядке, предусмотренном ст. 65 ГК. Статья 65 ГК РФ, в свою очередь, в п. 3 устанавливает, что «основания признания юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве)». Однако существующая ныне практика показывает, что вслед за отзывом у коммерческого банка лицензии без какого-либо судебного решения и независимо от причин отзыва назначается ликвидационная комиссия, которая производит подсчет активов банка, рассчитывается с кредиторами и осуществляет его ликвидацию.

Таким образом, действующее законодательство не только не предусматривает особого порядка ликвидации несостоятельных банков, но и прямо закрепляет то, что ликвидация всех без исключения коммерческих организаций, чьи пассивы превышают активы, осуществляется в соответствии с законом о несостоятельности (банкротстве). Следовательно, существующий порядок ликвидации коммерческих банков, когда вслед за отзывом лицензии без принятия в установленном порядке решения об объявлении коммерческого банка несостоятельным либо решения суда о прекращении деятельности коммерческого банка вследствие грубых и неоднократных нарушений им законов и комиссия, прямо нарушает ряд норм (ст. 61, 65) вступившего в действие Гражданского кодекса РФ.

Банкротство также является одной из предпосылок ликвидации юридического лица. Пункт 1 статьи 65 ГК РФ гласит: «Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или и суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию».

Несостоятельность (банкротство) предприятий — это неспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или неудовлетворительной структурой баланса должника.

Несостоятельным предприятие считается тогда, когда факт несостоятельности признан арбитражным судом либо когда предприятие -должник официально объявляет о своей несостоятельности при его добровольной ликвидации. Внешним признаком несостоятельности предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает выполнение требований кредиторов в течение 3-х месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

Однако не всякое неплатежеспособное предприятие, даже при наличии у него внешних признаков несостоятельности признается несостоятельным (банкротом).

Особенности добровольной ликвидации юридического лица

Добровольная ликвидация юридического лица подразумевает прекращение его деятельности, при которой не предусматривается переход прав и обязанностей к иным лицам.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Ликвидация проводится в соответствии с действующими законодательством РФ.

Порядок процедуры

Порядок добровольной ликвидации юридического лица сам по себе является единым, и состоит из следующих этапов:

  1. Принятие единого решения со стороны участников общества. Оформляется решение документально. Вместе с принятием решения назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор. После назначения ликвидатора или комиссии, все права по управлению обществом переходят к ним.
  2. Уведомление регистрирующего органа. Подается в течение трех дней, с момента принятия решения.
  3. Публикация сведений о начале ликвидационной процедуры в «Вестнике государственной регистрации».
  4. Проведение описи имущества и имеющихся обязательств общества, уведомление кредиторов о начале закрытия общества.
  5. Составление промежуточного баланса.
  6. Начисление выплат по долгам перед кредиторами.
  7. Составление ликвидационного баланса, утверждаемого участниками общества.
  8. Подача документов в регистрирующий орган для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Законодательная база

Нормативная база, регулирующая порядок добровольного закрытия общества:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129.
  3. Законы, регулирующие детальность различных видов обществ (ФЗ № 14).

Добровольная ликвидация юридического лица

Приняв решение о закрытии, юридическое лицо обязано осуществить ряд действий, предусмотренных законом.

С момента начала процедуры и до ее полного окончания, потребуется пройти длительный путь, включающий множество этапов.

В законодательстве нет четкого перечня оснований, относящихся к добровольной ликвидации юридических лиц.

Совсем немного об основаниях говорится в статье 61 ГК РФ, а именно, юридическое лицо может принять решение о ликвидации в следующих случаях:

  • истекло время, на которое изначально создавалось общество;
  • необходимость в дальнейшей детальности общества отсутствует.

Добровольную ликвидацию можно определить, как процесс, решение, о проведении которого принимается со стороны уполномоченного органа.

Читайте так же:  Образец договора купли-продажи животных

К основным причинам, по которым происходит добровольное закрытие фирмы, относятся следующие:

  • достигнута изначально поставленная цель и дальнейшее существование организации не имеет смысла;
  • срок, на который создалась организация, истек;
  • наступление нерентабельности юридического лица и в дальнейшем это может привести к убыточной деятельности;
  • отсутствие идей для развития бизнеса;
  • возникновение разногласий между участниками;
  • фактическая деятельность не ведется.

Пошаговая инструкция

Процедура добровольного закрытия организации длится несколько месяцев, в течение которых потребуется пройти определенные этапы.

Закрытие юридического лица требует соблюдения всех основных правил.

Иначе регистрирующие органы могут отказать в ликвидации или дать время на исправление допущенных ошибок.

Все это приведет к существенному увеличению срока закрытия.

Принятие решения

Решение принимается на общем собрании.

При его проведении решается вопрос о назначении ликвидационной комиссии и ликвидатора.

Им будет передано право:

  • руководства обществом;
  • представления его интересов без доверенности.

О принятых решениях, в течение трех дней подается уведомление в регистрирующий орган.

Образец решения о ликвидации юридического лица здесь.

Уведомление

На общество накладывается обязанность уведомить о начале ликвидационного процесса всех кредиторов, перед которыми имеются долговые обязательства (статья 20 ФЗ № 129).

Уведомление обязательно подается в письменном виде.

Образец уведомления о ликвидации юридического лица здесь.

Деятельность комиссии

Ликвидационная комиссия в период проведения закрытия общества, должна вести над ним управление.

То есть в ее обязанности входит:

  • подача уведомления в регистрирующий орган;
  • подготовка необходимой документации;
  • публикация сведений в вестнике.

Иными словами, на нее ложатся ответственность и обязанность по соблюдению установленных законом требований по проведению процедуры.

Интересует пошаговая инструкция ликвидации юридического лица в 2019 году? Смотрите тут.

Налоговая проверка

Проверка со стороны налоговых органов обычно проводится до составления промежуточного баланса. Такие проверки проводятся не всегда.

Например, «нулевые» фирмы практические не подвергаются контролю.

В любом случае, обществу следует подготовить заранее бумаги, которые могут потребоваться для проверки.

Если дата проверки уже назначена, проводить дальнейшую процедуру нельзя до тех пор, пока она не закончится.

Составление отчетности

В ходе проведения ликвидационного процесса, юридическое лицо обязано подготовить и сдать промежуточный и итоговый баланс.

Промежуточная документация должна содержать следующие сведения:

  • об имуществе закрываемой организации;
  • перечень требований со стороны кредиторов и итоги их рассмотрения.

После подготовки баланса, в налоговую инспекцию подается форма Р15001. Итоговый баланс готовится после полного расчета со всеми кредиторами.

Образец заполнения промежуточного ликвидационного баланса здесь.

Увольнение работников

Работники закрываемого общества, должны быть уволены нормам ТК РФ, с учетом всех положенных гарантий и компенсаций.

На руководителя организации ложится обязанность уведомить центр службы занятости населения о предстоящих увольнениях.

[2]

Сделать это следует за 2 месяца, если предстоят выборочные увольнения, и за 3 месяца, если будут проводиться массовые увольнения до начала ликвидации.

Главной обязанностью назначенной ликвидационной комиссии является принятие всех доступных мер для выявления кредиторов и дальнейшего удовлетворения их требований, в части выполнения долговых обязательств.

Если закрываемое юридическое лицо не имеет необходимых средств для погашения всех долгов, комиссия имеет право выставить принадлежащее ему имущество с торгов.

Проведение продажи аналогично порядку, предусмотренному для исполнения решений суда.

Если после продажи имущества закрытие долгов невозможно, ликвидационная комиссия должна поставить вопрос о:

Образец заявления о банкротстве юридического лица здесь.

Закрытие счетов

Расчетный счет подлежит закрытию после полного погашения долгов перед всеми участниками и кредиторами общества.

Конкретных сроков для проведения процедуры не предусмотрено, поэтому комиссия может проводить ее в удобный для нее момент.

При этом счет должен действовать на протяжении всего времени проведения процедуры.

Закрытие счетов происходит к моменту, когда:

  • будут выданы документы о ликвидации;
  • произойдет полный расчет по всем долгам.

Закрытие счетов производится после подачи заявления и предъявления выписки из ЕГРЮЛ.

Государственная регистрация

Государственная регистрация закрытия общества происходит по месту его нахождения в срок (статья 22 ФЗ № 129).

Срок регистрации сведений не превышает пяти рабочих дней.

Ликвидация будет считаться завершенной после внесения записи в ЕГРЮЛ.

Необходимые документы

Для закрытия общества потребуются следующие документы:

  1. Заявление по форме Р15001. Требует нотариальной заверки подписей.
  2. Уведомление по форме Р15002, касающееся формирования ликвидационной комиссии. Также требуется удостоверить подписи нотариально.
  3. Решение – 2 экземпляра.
  4. Нотариально заверенная форма Р16001.
  5. Подготовленные сведения о балансе.
  6. Квитанция об оплате пошлины.

Образец заявления о ликвидации юридического лица тут.

Для удостоверения подписей на налоговых уведомлениях, нотариусу предъявляются все учредительные документы.

Где публикуются сведения о ликвидации юр. лица? Читайте здесь.

Как производится автоматическая ликвидация ООО с нулевым балансом? Подробности в этой статье.

Срок закрытия общества зависит от его финансового положения и состояния бухгалтерской документации.

Общий промежуток времени для закрытия предприятия, как правило, не превышает 6 месяцев.

Если налоговой службой будут выявлены нарушения или недочеты, срок может продлиться до одного года.

[3]

Юридические лица, чей хозяйственный оборот не слишком велик и при отсутствии долгов, могут ликвидировать деятельность в течение двух месяцев.

При наличии задолженностей, срок существенно увеличивается, так как требуется уведомить кредиторов. Срок претензий кредиторов не может превышать двух месяцев.

Таким образом, общий срок добровольной ликвидации составляет как минимум около 4 месяцев.

На видео о добровольном закрытии юр. лица

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48
Видео (кликните для воспроизведения).

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источники


  1. Неустойка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 746 c.

  2. Казанцев, С.Я. Информационные технологии в юриспруденции / С.Я. Казанцев. — М.: Академия (Academia), 2012. — 369 c.

  3. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2010. — 480 c.
Основной порядок ликвидации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here