Особенности онлайн-обучения. какие тонкости нужно знать

Рассмотрим следующий вопрос: "Особенности онлайн-обучения. какие тонкости нужно знать". Если необходимы утонения, то обратитесь к дежурному специалисту.

Особенности онлайн-обучения. Какие тонкости нужно знать?

Главная » Ответы на вопросы читателей » Особенности онлайн-обучения. Какие тонкости нужно знать?

Вопрос от Гавриловой Натальи Александровны

г. Свердловск Свердловская область

Начался учебный год. Многие подумывают о повышении квалификации, освоении новых навыков. Немаловажную роль здесь играет изучение иностранных языков. Я бы хотела спросить об удаленных языковых курсах, когда высылают для изучения какую-либо онлайн-программу плюс, например, несколько консультаций преподавателя. Какие могут быть гарантии при прохождении такого курса? Что делать, если преподаватель не дал консультацию или отказался? Имеют ли юридическую силу документы, которые выдаются при прохождении курса (сертификаты, дипломы и т:п.)? И есть ли какие-то ограничения по стоимости? Ведь иногда цена курса приближается, а то и равна стоимости очного обучения.

ответ UrOpora.ru

Попробуйте посмотреть на вопрос с другой стороны. Какие гарантии того, что вы усвоите предложенный вам материал? Никаких, а бывают люди, вовсе не способные к изучению языков.

Что такое дистанционное обучение в данном случае? Организация предоставляет вам некий набор услуг, куда могут входить пакет онлайн-курса, консультации преподавателя и другое. Вы пакет получили, оплатили его — и на этом договор считается исполненным.

Если в пакет услуг входят консультации преподавателя, вы можете их требовать, но как доказать то, что вы пользовались или, наоборот, не пользовались ими? Зависит от конкретного случая.

По поводу юридической силы документов, выдаваемых по итогам таких курсов, можно сказать следующее. Если у заведения есть лицензия на этот вид деятельности, то документ, полученный вами по результатам обучения, будет иметь юридическую силу. А какого-либо минимального тарифа в дополнительном образовании, к которому относятся такие курсы, определяющего стоимость обучения, не существует. Организация самостоятельно устанавливает цены.

Если у вас есть вопросы задайте их в форму ниже, мы ответим в кратчайший срок.

Основные плюсы и минусы онлайн-обучения

Технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем их для для работы, общения, развлечения, и конечно же, для образования. Мне кажется, стоит определиться, какую позицию мы занимаем относительно новых технологий, ответить для себя на несколько вопросов. Знаем ли мы о технологиях достаточно? Или слишком мало? Насколько уверенно мы ими пользуемся? В каком направлении стоит дальше двигаться — получать новые знания, или научиться более эффективно применять уже имеющиеся?

Технологии постоянно развиваются, каждый день появляется что-то новое. Соответственно, преподавателям необходимо отслеживать эти изменения (что бывает очень непросто, в силу быстроты изменений). Это необходимо для того, чтобы максимально эффективно применять инновации в своей работе, и из всего многообразия существующих инструментов уметь выбрать тот, что действительно отвечает потребностям как учащегося, так и самого преподавателя.

Почему стоит использовать онлайн-обучение? Потому что оно дает массу преимуществ. Вот список основных плюсов.

  • Учиться можно в любое время.
  • Учится можно в любом месте.
  • Стоимость обучения снижается.
  • Легко администрировать обучение.
  • Доступ к качественному образованию получают учащиеся с ограниченными возможностями, а также учащиеся, живущие в удаленных районах.
  • Преподаватели с ограниченными возможностями, а также живущие в удаленных районах, получают новые возможности для трудоустройства.
  • Разнообразные возможности для обмена информацией как между учащимся и учителем, так и между учащимися.
  • Доступ к огромному количеству Интернет-ресурсов по различным тематикам.

Сложности, которые могут возникнуть при использовании технологий.

  • Недостаточное техническое оснащение.
  • Отсутствие доступа к Интернету или плохое качество связи.
  • Избыток информации, невозможность сориентироваться в имеющихся Интернет-ресурсах, решить, какие из них заслуживают внимания, а какие нет.
  • Для того, чтобы грамотно использовать имеющиеся устройства или программы, может понадобиться специальное обучение, которое может быть недоступно для преподавателей или для учащихся.
  • Ощущение изолированности, недостатка общения.

Под онлайн-обучением может подразумеваться как обучение 100% онлайн, так и смешанное обучение (blended learning), которое включает в себя как онлайновый, так и «оффлайновый» компонент, то есть обучение в классе. Если говорить о высшем и дополнительном образовании, то наиболее популярной в настоящее время является именно модель blended learning, при этом соотношение времени, отводимого на «реальное» и виртуальное обучение может сильно разниться. О том, как именно может быть реализована данная модель, какие ошибки чаще всего совершаются, и как их можно избежать, речь пойдет в одной из ближайших статей.

Как понять, что онлайн-обучение прошло эффективно?

Обязательный вопрос, который я задаю e-learning-менеджерам при подготовке кейсов: собираете ли вы обратную связь после обучения? По моим наблюдениям, молодые проекты на первом-второму году после внедрения LMS или вебинарных платформ сбором и анализом обратной связи не занимаются. А если и проводят опросы и анкетирования, то на этом этапе все активности заканчиваются. То есть, имея на руках свежие отзывы, идеи и предложение, дальнейших действий по их обработке не происходит.

Второй вопрос из серии “что происходит после обучения” касается оценки эффективности учебных мероприятий. И этот момент тоже один из самых слабых в e-learning проектах. Вы наверняка слышали о методике ROI (расчет возврата инвестиций) или оценке по Киркпатрику (обратная связь, результат обучения, изменение поведения, влияние на бизнес), которые соединились в модели Киркпатрика-Филлипса.

Для того, чтобы реализовать эту модель, нужно:

  • собирать и анализировать обратную связь;
  • измерять результаты учебных мероприятий;
  • оценивать изменения в поведении (очно);
  • оценивать влияние обучения на бизнес-показатели (например, измерив количество ошибок в ПК до и после проведения обучения);
  • рассчитывать окупаемость вложенных инвестиций.
Читайте так же:  Кто считается наследником первой очереди

Опять же, по моим личным наблюдениям, еще ни один проект не сталкивался со спадом эффективности e-learning, если в нем проводились следующие активности:

  • сравнение количества обучаемых сотрудников до и после внедрения e-learning;
  • анализ охваченных онлайн-обучением тем, отзывов обученных слушателей и их руководителей;
  • анализ затрат на командировочные расходы, аренду помещений и необходимость отрыва сотрудника от рабочего места в противовес увеличению скорости и сокращению стоимости организации онлайн-обучения;
  • учет назначенных курсов, начатых, завершенных и незавершенных и повторных;
  • анализ проходного балла по тесту, проверочный обзвон для достоверности тестирования;
  • учет количества курсов, тестов, книг, инструкций;
  • анализ того, какие курсы нуждаются в обновлении, какие входят в ТОП популярных, а какие не пользуются спросом;
  • измерение бизнес показателей двух подразделений, и сравнение их после внедрения в одно из подразделений обучения особенностям продукта/услуги.

Более опытные менеджеры e-learning проектов могли рассказать про анализ больших данных, когда фиксируется каждый шаг пользователя на учебном портале для оценки удобства обучения, актуальности контента, выявления экспертов, построения программ адаптивного обучения и множества других задач.

Есть спорные вопросы, касающиеся того, насколько мы можем доверять информации о процессе обучения в дистанционном формате и, соответственно, судить об эффективности. Они также могут возникнуть из-за непонимания функционала инструмента и незнания методики обучения. Рассмотрим несколько примеров.

Как понять, что сотрудник сам сдал тест?

Сделайте такие вопросы, которые будут:

  • иметь хорошую выборку (например, 10 вопросов в тестовом задании из 100 возможных),
  • содержать кейсовые задания (ситуации, задачи, в которых применяются полученные знания),
  • содержать открытые вопросы, которые можно проверить системой автоматически (например, вписать число, слово).

Как понять, что сотрудник действительно прослушал вебинар?

Проводите вебинар таким образом, чтобы сотрудник активно участвовал, а не просто слушал. Давайте задания с обязательным выполнением, проводите опросы и тестирования, обращайтесь к участникам по имени, а также используйте функционал вебинарной платформы для контроля факта присутствия.

Как быть уверенным в том, что после курса или вебинара сотрудник действительно чему-то научится?

Ставьте правильные цели обучения, которые можно достичь в формате электронного курса. Не все задачи можно реализовать в онлайн-формате. Не получится научить продажам с помощью курса, тренажера или вебинара. Зато онлайн-поддержкой можно дать ту часть темы продаж, которую сотрудники могут изучить самостоятельно. И дальше в группе с тренером отработать только наиболее важную практическую часть, не потратив ценное время очного обучения на трансляцию перечня основных этапов продаж или наиболее распространенные возражения.

Как понять, что онлайн-обучение эффективно?

Ответ на вопрос очень прост. Нужно просто думать в этом направлении, пробовать методики, способы измерения и оценки, собирать обратную связь и взаимодействовать с бизнесом для понимания критериев, по которым компания понимает, что сотрудники обучаются хорошо. Параллельно углубляться в методику онлайн-обучения, особенности использования различных инструментов и функционал платформенных решений в формате LMS и вебинарных классов.

Последний важный момент, который стоит отметить: в компании должно быть понимание того, что внедрение и развитие онлайн-обучения оказывает влияние на бизнес-процессы в компании. Это влечет за собой анализ продуктов и услуг, настройку программных комплексов, синхронизацию систем и бизнес-процессов. Внедрение e-learning, даже с первичными потребностями покрыть нехватку информации и создать единую базу обучающих ресурсов, становится индикатором. Сам факт существования в компании продуманного и хорошо организованного процесса онлайн-обучения покажет, где слабые места и над чем нужно работать.

Автор: Марина Литвинова
Менеджер e-LearningPRO, сооснователь Corporate e-learning Club

3 вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное

Формально вроде одно и то же: ребёнок учится дома. Но фактически это совершенно разные понятия. Чтобы не возникало путаницы, мы расскажем о сути каждого из них, раскроем преимущества и недостатки.

Надомное обучение

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является формой получения образования.

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому. Утверждается индивидуальный учебный план, расписание, определяются учителя, которые будут посещать ребёнка.

Плюсы надомного обучения

  1. Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  2. Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  1. Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  2. В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, будет не аттестован.
  3. Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  4. Практически полное отсутствие социализации.
Читайте так же:  Каким образом можно оспорить кадастровую стоимость земельного участка

Дистанционное обучение

Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии, когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде какие-нибудь работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

Юридически дистанционная учёба не является формой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

[1]

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Статья 16 Федерального закона «Об образовании»

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  1. Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  2. Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.

Минусы дистанционного обучения

  1. Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные.
  2. Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  3. Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.

Семейное обучение

Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой. Когда учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего, и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подбор школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

Путаница между семейным и надомным обучением возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, компенсация за семейное образование предусмотрена не во всех регионах.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Плюсы семейного обучения

  1. Это полноценная форма получения образования.
  2. Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
  3. Доступно всем.
  4. Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  5. Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Минусы семейного обучения

  1. Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители не всегда располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  2. Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.
  • Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
  • Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
  • Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
  • Семейное и дистанционное смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.

Онлайн-школа «Фоксфорд» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России. Каждый урок сопровождает интерактивное домашние задание и электронный конспект. Контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию помогают персональные кураторы.

Почему образование онлайн так популярно?

На сегодняшний день обучение через интернет является наиболее инновационным и интересным способом организации учебного процесса. Учиться в сети не только популярно, но и удобно: начиная от выбора образовательного курса, подходящего вам преподавателя, времени проведения занятий и до возможности удаленно оплачивать занятия.

Не только студенты, но и их родители все чаще выбирают обучение именно посредством сети Интернет. Ведь у них есть возможность выбирать для своего ребенка лучшие курсы, как бы далеко они ни находились; также, при этом виде обучения родители могут более плотно контролировать процесс обучения.

Почему обучение через интернет стало таким популярным?

В последние годы, в связи с глобальным ростом влияния интернета, значительно возросла и роль онлайн-обучения.

Людям нравится простота, финансовая привлекательность и занимательность данного способа обучения в сравнении с традиционным способом образования.

Читайте так же:  Образец договора купли-продажи земельного участка по доверенности

Действительно, занимаясь онлайн, вы получаете простой и быстрый доступ к любым материалам по вашему предмету. Вы также сами выбираете, когда и в каком месте обучаться.

Удобство является главным достоинством обучения через интернет, создавая идеальную среду для активного и эффективного образовательного процесса. Кроме того, обучаясь онлайн, студенты могут более тесно взаимодействовать с преподавателями, получая своевременную оценку своей работы.

Конечно, вначале вам придется потратить немного времени и усилий, чтобы развить нужные навыки и выработать подход к обучению. Еще очень важно, чтобы преподаватель смог отойти от традиционных моделей преподавания в сторону более интерактивных методик.

Какие преимущества онлайн обучение дает студентам?

В 21 веке у всех обучающихся появилось множество способов усовершенствовать свой образовательный процесс.

Обучение через интернет позволило студентам осваивать сложные предметы намного быстрее и эффективнее.

Видео (кликните для воспроизведения).

В Индии, к примеру, эксперты, обучающие студентов через интернет, пользуются специально разработанными для онлайн-обучения материалами. Данные материалы основываются на специальной программе Национального совета исследований и обучения в образовании (NCERT), который успешно помогает студентам по всей стране.

Всем обучающимся предоставляются наставления, рекомендации и образцы работ по различным предметам.

Как показывает практика, для многих студентов все эти материалы служат дополнительным стимулом в обучении через интернет.

Онлайн-обучение позволяет восполнить пробелы школьного образования без ущерба для текущего учебного процесса студентов.

При этом учебный материал, основанный на данных из интернета, тщательно проверяется квалифицированными преподавателями и подается в увлекательной манере обучающимся.

Студенты имеют возможность в режиме реального времени обращаться к экспертам по различным предметам и получать быстрые ответы, ускоряя этим процесс приобретения знаний.

[3]

Кроме того, многие студенты выбирают обучение онлайн по причине экономии времени и средств, не теряя в качестве преподавания и получаемых знаний.

Как известно, образование является важным социальным процессом, поэтому оно должно быть максимально доступно каждому человеку. Обучение в режиме реального времени позволяет решить этот вопрос, ведь образование онлайн удобно, увлекательно и эффективно.

А вы пробовали заниматься образованием через интернет? Почувствовали ли вы разницу с традиционными уроками, что вам понравилось больше?

Что такое онлайн-обучение

И как на нём зарабатывать

Значимые части жизни постепенно «переезжают» в цифровое пространство. Сфера образования — не исключение. Что такое онлайн-обучение и как оно работает — рассказываем далее.

В чем суть

Онлайн-обучение — процесс передачи знаний, который происходит через интернет, с помощью разных электронных программ. Формат и сроки этого процесса различны: компактный цикл часовых вебинаров, комплексные курсы с видеолекциями и заданиями, практические мастер-классы в игровой форме и так далее.

Концепцию определяет создатель курса, исходя из потребностей целевой аудитории и задач, которые он перед собой ставит.

ТОП-3 преимущества онлайн-обучения:

  • Доступность. Чтобы пройти курс, слушатель должен иметь компьютер и доступ к сети.

К определенному месту процесс обучения не привязывает — можно учиться в кафе или дома, а лекции слушать в автобусе или за рулем машины.

И домашние задания делать тоже там, где вам удобно: на работе, по дороге домой или вечером в кровати. А ещё есть бесплатные курсы, которые доступны вообще всем.

  • Гибкость и адаптивность. Курс можно оперативно корректировать, если в изучаемой области происходят изменения.

Новые судебные прецеденты повлияют на программу курса юриспруденции, методы обработки информации — на IT или лингвистику. А новые способы исследования аудитории или хайповое шоу будут рассмотрены на курсе рекламы и PR.

  • Широта охвата. Количество участников определяет разработчик курса.

На курсах «Лекториума», Coursera, «Открытого Образования» регистрация открыта для всех желающих. Это — так называемые mooc, или массовые открытые курсы. На некоторых курсах число мест в группе может быть фиксированным — как в школах «Бюро Артёма Горбунова». С регистрацией последнего участника набор автоматически закрывается.

Есть и другие преимущества. Например, то, что люди, которые хотят учиться онлайн, более мотивированы. Им интересно то, чем они занимаются. А ещё онлайн-обучение легко геймифицировать, что тоже повышает мотивацию, вовлечённость и, как следствие, даёт лучший результат. Формат онлайн-обучения удобен и преподавателям, и ученикам.

ИНТЕРЕСНО: Ниш и тематик, в которых уже соданы онлайн-курсы и целые школы — десятки и сотни. В онлайне можно обучиться всему — от программирования до астрологии. Мы изучили самые популярные ниши и знаем, чему сейчас нужно учить, чтобы зарабатывать миллионы. Скачайте наш бесплатный отчёт и убедитесь сами.

Кому и зачем это нужно:

  • тем, кто хочет повысить квалификацию, профессионально расти и оставаться востребованным в кризис;
  • тем, кто хочет узнать больше об иностранном языке, психологии, академическом рисунке или web science — о том, что давно хотели изучить, но боялись попробовать;
  • тем, кто понимает, что знания нужно постоянно пополнять, а кругозор — расширять;
  • для комфортного развития soft skills — надпрофессиональных навыков, которые не связаны с конкретной специальностью, но нужны для карьеры. К примеру, развитие мотивации и воли, эмоционального интеллекта, проектного мышления и так далее;
  • тем, кто хочет учиться в конкретном учебном заведении или компании, но не способен посещать очные занятия или приезжать на сессии;
  • для получения высокой зарплаты или дохода за счёт повышения квалификации.

ВАЖНО: Elearning, или онлайн-обучение — часть инклюзивной среды, доступной людям с любыми возможностями. Обучение через интернет легко адаптировать под особенности конкретного слушателя. Такие программы позволяют людям с ограничениями по здоровью быть вовлечёнными в общий процесс, а при необходимости они могут переключиться на индивидуальную работу с наставником.

Читайте так же:  Банк лишился лицензии, как не остаться без жилья, взятого в ипотеку

Где применить знания

С новыми знаниями можно сменить направление работы и подготовиться к сдаче экзаменов. Их можно использовать в быту и творчестве. Лишних знаний не бывает. Чаще всего люди получают онлайн-образование, чтобы:

  • продвинуться в карьере, получив новые знания, навыки и компетенции;
  • выйти на новый уровень в хобби, любительских увлечениях;
  • сломать систему: кардинально сменить профессию и получить базовые навыки для выполнения задач на новом месте работы.

А онлайн- и дистанционное обучение — одно и то же?

Не совсем. В дистанционном обучении тоже могут использовать интернет — например, для передачи заданий и решений, для прослушивания лекций и курсов. Но дистанционным называют обучение в вузах и университетах: ученика официально зачисляют на курс, он также обязан сдавать экзамены и часто приезжать для этого в вуз.

Онлайн-обучение короче и проходит полностью через интернет. Студент получает доступ в личный кабинет, где проводят вебинары, присылают записи курсов, принимают задания. Общаются чаще всего письменно — в мессенджерах или в том же личном кабинете студента.

Перспективы

Рынок онлайн-услуг только растёт, и появляются новые образовательные ниши. Создаются сетевые университеты и маленькие школы узкой направленности, которые тоже работают online.

Среди перспектив ближайшего будущего — внедрение внедрение технологий виртуальной реальности, или VR.

VR — это созданное при помощи компьютерных технологий пространство, которое симулирует реальные условия. Зарегистрировав виртуального «себя» на курсе, можно попробовать, к примеру, проводить опыты, наблюдать за редкими физическими явлениями, управлять техникой, ассистировать при операциях. В условиях, смоделированных в VR, легко практиковаться. VR поможет сломать стереотип, что онлайн-образование — исключительно теоретическое направление.

На рынке труда растет потребность в специалистах онлайн-образования.

В 2017 году по итогам исследований «СКОЛКОВО» был создан «Атлас новых профессий». Среди них — координаторы онлайн-платформ, разработчики образовательных траекторий, модераторы и игромастеры. Это лишь неполный список работников, которые будут нужны работодателям в следующие 10 лет. Мир нуждается в тех, кто понимает, что такое онлайн-образование.

Онлайн-образование на подъёме. И сегодня развитие собственного образовательного онлайн-проекта не менее выгодно, чем инвестиции в биткоин, только сфера онлайн-образования значительно стабильнее.

Как создать успешный онлайн-курс обучения: рецепт от эксперта

Всем нам известно, что обучающий курс должен захватывать своим сюжетом и превращать порой сухую теорию в увлекательный учебный материал. Тонкостями создания эффективного и рационального обучения занимается наука педагогического дизайна, которая направлена на максимальное вовлечение слушателя от начала прохождения курса и до его завершения. Грамотное использование педагогического дизайна поможет замотивировать пользователя на запоминание ключевой информации и применение новых знаний на практике. Далее мы подробно рассмотрим, как создать курс обучения, используя методологию педагогического дизайна.

«У вас никогда не будет второго шанса
произвести первое впечатление!»

Аллан Пиз

Первое впечатление на потенциального студента вы начинаете производить буквально с первых вводных слов, а возможно и с первого изображения на вашей стартовой странице веб-сайта. И от того, каким будет это первое впечатление, зависит — вовлечется ли он в процесс обучения или будет потерян для вас навсегда. Очень часто, с целью максимального вовлечения потенциального слушателя в обучение, предлагается использовать бесплатный тестовый модуль. И от того на сколько грамотно он будет составлен и какая информация будет в нем представлена, будет зависеть, останется слушатель с вами или нет. Но о модульной системе обучения я расскажу немного ниже.

Есть множество моментов, которые следует учитывать при разработке обучающего онлайн курса. Кроме того, что необходимо позаботиться об основном содержании и разработке эффективной стратегии электронного обучения, нужно еще учесть архитектуру курса, которая будет соответствовать тематике обучения и своей аудитории.

В этой публикации я помогу вам обойти подводные камни проектирования и разработки курса онлайн обучения. Итак, предлагаю вам методологию разработки обучающего курса, которая состоит из ПЯТИ рекомендаций, которые необходимо учесть в своей работе.

1. Детально изучите и проанализируйте вашу целевую аудиторию.

В разработке курса e-learning, где информативный и хорошо написанный контент, высококачественные элементы дизайна и юзабилити имеют важное значение, не стоит забывать, что курс создаётся, в первую очередь, ради клиента, а не ради самого курса!

Прежде, чем приступить к созданию обучающего онлайн курса, вы должны выяснить:

  • Каковы интересы ваших потенциальных студентов?
  • Каков их уровень подготовки?
  • Как они относятся к образованию?

Найдя ответы на эти вопросы, вы сможете создать идеальный курс обучения для своего слушателя, который далее станет вашим постоянным клиентом. Эти знания позволяют правильно адаптировать материал под аудиторию; определить уровень их знаний, чтобы избежать лишней информации или вдруг не потерять важное; в конце концов — говорить с учащимися на одном языке, используя их жаргонизмы или профессиональный сленг.

Таким образом, действительно одной из самых ценных задач для вас как проектировщика курса или педагогического дизайнера, будет анализ целевой аудитории и выявление её ключевых особенностей.

2. Не упускайте из вида цели обучения.

Еще в начале проектирования курса, цели обучения всегда должны быть во главе угла. Каждый элемент курса онлайн обучения — от расписания до содержания самого элементарного графика, который вы используете на последней странице — должны служить этим целям. Если вы в процессе обучения теряете из вида цели и задачи, то рискуете создать неэффективный курс. Попросту — сделать работу зря. Необходимо иметь четкое представление о том, что студент ожидает от вашего курса обучения, чтобы донести до него правильную информацию и не обмануть ожидания.

Цели и задачи могут быть невероятно запутанными, и здесь вы должны чётко выделить главное, структурировать и внедрить эту информацию в обучение, без малейшего отклонения от поставленных задач. Так пользователь сможет без затруднений пройти весь курс обучения и достичь его и вашей общей цели — получить новые знания и навыки и остаться довольным услугой.

Читайте так же:  Как выглядит договор купли-продажи поддержанного автомобиля

Это немного похоже на лестницу. Цель — верхняя ступенька, которую должен достичь наш слушатель. Чтобы выполнить это задание, ему придется шаг за шагом преодолевать новые ступени, чтобы постепенно становиться выше и опытнее. В этом случае отличным стимулом для лёгкого и эффективного “подъёма” является модульная система обучения, которая подразумевает промежуточный контроль знаний и тем самым не позволяет студенту забросить обучение. Для реализации такого решения я рекомендую воспользоваться тестированием или практическими заданиями (кейсами) после каждого модуля обучения.

3. Используйте такой материал для онлайн курса, который будет являться вызовом для обучающегося.

Создание онлайн курса, который не достаточно сложен, чтобы бросить вызов учащемуся, является одной из самых больших ошибок дистанционного обучения.

Студент в процессе обучения должен чувствовать, что он выходит за пределы своих знаний и ощущать, как обучающий курс наполняет его новым опытом. В противном случае, он не сможет увидеть реальной ценности обучения и не будет достаточно мотивирован, чтобы продолжить изучение материала.

4. Избегайте тяжелой информации, которая ведёт к когнитивной перегрузке.

Несмотря на информативную насыщенность и явную полезность материала, он не должен перегружать мозг студента. Каждый элемент вашего курса обучения должен быть лёгок для восприятия и усваивания. Поэтому понимание основ теории когнитивной перегрузки и применение их в разработке учебных программ является абсолютной необходимостью.

Вы же хотите, чтобы ваши ученики получили максимум пользы от созданного вами обучения?

Когнитивная теория нагрузки предполагает, что учащиеся способны эффективно усваивать информацию только в том случае, если она не перегружает их восприятие. Другими словами, наша кратковременная (оперативная) память может сохранить только определенное количество информации одновременно (а не бесконечный запас данных).

Будьте лаконичны. Не включайте лишнюю информацию и упрощайте сложные понятия, заменяйте их более удобоваримыми. В этом вам, однозначно, поможет педагогический дизайн.

Вот несколько советов о том, как можно уменьшить когнитивную перегрузку в дизайне обучающего курса:

Позаботьтесь о простоте курса.

Удалите все содержимое, которое не является абсолютно необходимым для учебного процесса. Например, если вы разрабатываете слайд-шоу для визуализации информации, попробуйте уменьшить количество посторонних графиков и схем.

Используйте различные методические приемы в разработке онлайн курса.

Представляйте информацию по-разному. Например, с помощью вебинаров, графических каталогов, методических сборников, аудио-записей и других инструментов. Чередуйте подачу информации как устно, так и визуально, с помощью образов и графиков. Таким образом вы «включите» два канала восприятия — аудиальный и визуальный.

Задействуйте дробное предметное обучение.

Разделите содержимое курса на более мелкие уроки и стимулируйте обучаемых двигаться только вперед по курсу, до полного усвоения материала, не перегружая их оперативную память.

5. Используйте интерактивные элементы в создании обучающего курса.

В этом случае вам пригодятся видео и аудио ролики, кейсы, фоновая музыка и всё, что поможет сделать онлайн обучение более эффективным и результативным. На тему, как создать интерактивный вебинар есть отличный материал: Вебинар-магнит: визуализация + геймификация + интерактив

Главной целью будет — добиться эмоциональной привязанности от пользователя. Эмоциональные реакции помогают учащимся лучше усваивать новую информацию и навыки. Видео-ролики или изображения, которые могут вызвать эмоциональный отклик, остаются в памяти надолго и заставляют думать о себе даже после окончания обучения.

Здесь, пожалуй, самым мощным и доступным для вас инструментом станет интегрирование в курс обучения примеров из реальной жизни, которые студент может применить в своем отдельном случае. Это продемонстрирует учащимся из первых рук, как приобретенные знания могут быть применены вне учебной среды и тем самым докажут пользу вашего курса обучения.

Очень важно в процессе обучения организовать групповое взаимодействие. Обеспечьте учащихся общением друг с другом. Начните с групповых дискуссий на интернет-форумах и всячески поощряйте их, чтобы решать проблемы коллективно в режиме онлайн.

Очень мощным инструментом, на мой взгляд, являются социальные сети. Рекомендую интегрировать социальные медиа в стратегии электронного обучения. Сотрудничество в группах позволяет включить человеческий фактор в обучающий курс, несмотря на некую ограниченность виртуальной связи. Живое общение даст вашей аудитории возможность учиться друг у друга, и тем самым изучить тему глубже, обмениваясь опытом и своими впечатлениями в специально созданных группах.

Видео (кликните для воспроизведения).

Учитывая эти советы, вы сможете успешно создать онлайн курс, даже будучи новичком в мире e-learning. Для более опытных читателей, у которых уже есть некий опыт в организации онлайн-обучения, данные рекомендации позволят выполнить более тонкую настройку итоговых результатов и избежать ошибок.
Со временем вы получите курс, который удовлетворит запросы самых требовательных клиентов и доставит вам истинное удовольствие от e-learning бизнеса, а вашей аудитории подарит качественное обучение в удобном формате!

Источники


  1. Корпоративное право. Актуальные проблемы. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 242 c.

  2. ред. Суханов, Е.А. Том 1. Гражданское право. Общая часть; М.: Волтерс Клувер; Издание 3-е, перераб. и доп., 2013. — 720 c.

  3. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.
Особенности онлайн-обучения. какие тонкости нужно знать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here