Содержание
- 1 Порядок перевода земель из одной категории в другую
- 2 Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую
- 3 Статья 2. Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую
- 4 О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую
- 5 Конспекты юриста
Порядок перевода земель из одной категории в другую
Понятие категории земель установлено Земельным Кодексом РФ, а также Федеральным Законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 г.
Понятие категории земель установлено Земельным Кодексом РФ, а также Федеральным Законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
По целевому назначению земли в Российской Федерации разделены на следующие категории (п. 1 ст. 7 ЗК РФ):
земли сельскохозяйственного назначения;
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
земли особо охраняемых территорий и объектов;
земли лесного фонда;
земли водного фона;
Согласно положению п. 1 ст. 8 ЗК РФ, отнесение земель к соответствующим категориям и их перевод из одной категории в другую осуществляется в отношении:
земель, находящихся в федеральной собственности — Правительством Российской Федерации;
земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности — органами исполнительной власти субъектов РФ;
земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;
земель, находящихся в частной собственности:
— земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов РФ;
— земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.
Непосредственный порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным Законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон о переводе земель).
Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель (участков земель) из одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в должны быть указаны:
1) кадастровый номер земельного участка;
2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
4) права на земельный участок.
При этом к ходатайству в соответствии с Законом о переводе земель должны быть приложены:
1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;
Следует учитывать, что в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо или к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям, установленным Законом о переводе земель. В этом случае оно подлежит возврату заинтересованному лицу в течение 30 дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в следующие сроки:
1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, — Правительством Российской Федерации;
2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства — исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Вышеуказанный акт не может быть принят на какой-либо определенный срок. После принятия акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суде.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Особенности перевода земель из одной категории в другую регулируются главой II Закона о переводе земель, в которой подробно описаны особенности, свойственные каждой отдельной категории земель.
Так, например, перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается только в исключительных случаях, связанных:
1) с консервацией земель;
2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;
4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;
5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства указанных объектов;
7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
При этом перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает кадастровую стоимость среднерайонного уровня, и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, в другую категорию не допускается.
Перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в другую категорию осуществляется без ограничений, но имеет некоторые особенности:
— при переводе земель промышленности и иного специального назначения, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу в другую категорию необходим утвержденный проект рекультивации земель;
— при переводе земель промышленности и иного специального назначения, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность в другую категорию необходимо сначала произвести восстановление нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Перевод земель особо охраняемых территорий и объектов в другую категорию осуществляется только при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством РФ об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.
Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:
1) организации особо охраняемых природных территорий;
2) установления или изменения черты поселения;
3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
В иных случаях перевод земель лесного фонда и в другую категорию допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в соответствии с лесоустроительной документацией в связи с:
1) невозможностью их дальнейшего использования по целевому назначению;
2) прекращением нужд лесного хозяйства;
3) необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики, добычей полезных ископаемых, содержанием объектов культурного наследия народов РФ.
Перевод земель водного фонда в другую категорию допускается в случаях:
1) создания особо охраняемых природных территорий;
2) установления или изменения населенных пунктов;
3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;
4) прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.
Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую
Статья 8 . Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 8 ЗК РФ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ в пункт 1 статьи 8 настоящего Кодекса внесены изменения
1. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Информация об изменениях:
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
2. Категория земель указывается в:
1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ подпункт 3 пункта 2 статьи 8 настоящего Кодекса изложен в новой редакции
3) государственном кадастре недвижимости;
4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
3. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
> Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений |
Содержание Земельный кодекс (ЗК РФ) |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Статья 2. Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую
Статья 2. Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую
См. Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 48
1. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также — ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
2. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 111-ФЗ в пункт 1 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 2 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.
См. Содержание ходатайства о переводе земель водного фонда в земли другой категории и состав прилагаемых к нему документов, утвержденное приказом Минприроды России от 10 ноября 2011 г. N 882
См. Описание содержания ходатайства о переводе находящихся в собственности РФ земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и состав прилагаемых к нему документов, утвержденные приказом Минсельхоза РФ от 17 мая 2010 г. N 168
3. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:
1) кадастровый номер земельного участка;
2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
4) права на земельный участок.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ в часть 4 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.
4. Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:
1) утратил силу с 1 января 2017 г.;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 102-ФЗ пункт 2 части 4 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей — физических лиц);
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 102-ФЗ часть 4 статьи 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
2.1) выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей — индивидуальных предпринимателей) или выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей — юридических лиц);
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в пункт 3 части 4 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ в пункт 5 части 4 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2015 г.
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка;
6) утратил силу с 1 января 2008 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 102-ФЗ в часть 4.1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
4.1. Документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 2.1, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в часть 5 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
5. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона
О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую
За подробными консультациями обращайтесь к менеджерам по телефонам:
в Санкт-Петербурге:
+7 (812) 325-48-60
в Москве:
+7 (495) 223-27-69
Согласно ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
Важно учитывать, что понятие «целевое использование» не сводится только к категории земель, что подтверждается и судебной практикой (Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014. N 6). Однако данное положение никаким образом не сказывается на порядке смены категории.
Важно понимать, что земельный участок может быть отнесен только к одной категории земель. Согласно ч.2 ст.8 ЗК РФ, категория земель обязательно должна быть указана в актах органов исполнительной власти о предоставлении земельных участков, а также в договорах, сделках и иных документах, подтверждающих переход права на земельные участки.
Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую
Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства. Содержание ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, а также исчерпывающий перечень прилагаемых документов непосредственно установлены п. п. 3 и 4 ст. 2 Закона N 172-ФЗ. Описание содержания ходатайства о переводе находящихся в собственности РФ земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и состав прилагаемых к нему документов утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 17 мая 2010 г. N 168.
Ходатайство о переводе может быть подано и органами государственной власти, органами местного самоуправления, но только с согласия правообладателя земельного участка. Без согласия правообладателей земельных участков подача ходатайства допускается только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей, либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Ограничения перевода земель или земельных участков из отдельной категории земель установлены самим Законом N 172-ФЗ (ст. ст. 7, 9 – 12). Кроме того, такие ограничения также предусмотрены иными федеральными законами (например, п. 1 ст. 99 ЗК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»).
Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным ч. 2 ст. 3 ФЗ N 172-ФЗ, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение 30 дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения (ч. 3 ст. 3 ФЗ N 172-ФЗ).
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается один из актов:
- О переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Срок составления 3 месяца со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, — Правительством Российской Федерации;
- Об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Срок составления 2 месяца со дня поступления ходатайства — исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
- основания изменения категории земель;
- границы и описание местоположения земель, для земельных участков также их площадь и кадастровые номера;
- категория земель, перевод из которой осуществляется;
- категория земель, перевод в которую осуществляется.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.
Основание для отказа
- Установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
- Наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
- Установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Если категория земель не указана в документах кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов — к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Частью 21 ст. 34 Закона N 171-ФЗ также предусмотрено, что в случае если земельный участок образуется на основании схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель или земельного участка, в отношении которых не установлен вид разрешенного использования, либо из земельного участка, который не отнесен к определенной категории земель, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории являются решениями об установлении вида разрешенного использования земельного участка или земельных участков и (или) об отнесении земельного участка или земельных участков к определенной категории земель. При этом принятие отдельного решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка и (или) об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.
Органом, управляющим и распоряжающимся земельными участками, находящимися в собственности РФ, является на федеральном уровне, прежде всего, Правительство РФ в соответствии со ст. 14 и др. ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
Антон Биктимиров,
Юрисконсульт по частному и публичному праву
Объединенной Консалтинговой Группы.
Конспекты юриста
Перевод земельных участков из одной категории в другую
1. ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или участков из одной категории в другую».
Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории (ст 7 ЗКРФ):
- — земли с/х назначения;
- — земли населенных пунктов;
- — земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного спец. назначения;
- — земли особо охраняемых территорий и объектов;
- — земли лесного фонда;
- — земли водного фонда;
- — земли запаса.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются ФЗми и требованиями специальных ФЗ. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении (ст 8 ЗКРФ):
- — земель, находящихся в федеральной собственности — Правительством РФ;
- — земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель с/х назначения, находящихся в муниципальной собственности — органами исполнит власти субъектов РФ;
- — земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель с/х назначения — органами местного самоуправления;
- — земель, находящихся в частной собственности: земель с/х назначения — органами исполнит власти субъектов РФ;
- — земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.
Нюанс. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗКРФ и законодательством РФ о градостроительной деятельности.
Перевод земель или участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
- — установления в соответствии с ФЗми ограничения перевода земель или участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
- — наличия отрицательного заключения гос. экологической экспертизы, если ее проведение предусмотрено ФЗми;
- — установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Нарушение установленного ЗКРФ, ФЗми порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается ФЗми.
Процедура перевода земель из одной категории в другую
2. Акт о переводе.
3. Изменения кадастрового учета.
Для перевода земель или участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель/участков из одной категории в другую в исполнительный орган гос. власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Исполнительные органы гос. власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей участков в случаях перевода участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Исполнительный орган гос. власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или участков, направляют копию такого акта в течение 5 дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление гос. кадастрового учета недвижимого имущества и ведение гос. кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством РФ, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти гос. учреждение (далее — орган кадастрового учета).
О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей участков с указанием акта о переводе земель/участков, а также органы, осуществляющие гос. регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение 7 дней изменений в связи с переводом из одной категории в другую в записи Единого гос. реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Перевод из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления гос кадастрового учета участков в связи с изменением их категории. Переоформление правоустанавливающих документов на участки, в отношении которых приняты акты о переводе, не требуется.
Отнесение к одной из установленных ЗКРФ категорий земель является обязательным. Если категория земель указана не в документах гос. кадастра недвижимости, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, внесение изменений в документы гос. кадастра недвижимости и в записи Единого гос. реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется на основании правоустанавливающих документов на участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей участков.
Если категория земель не указана в документах гос. кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
Участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов — к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования участка.
Перед отдельных видов категорий земель в другую категорию
Перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного спец. назначения (далее — земли промышленности и иного спец. назначения) в другую категорию осуществляется без ограничений, за исключением случаев:
- — перевод земель промышленности и иного спец. назначения, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
- — перевод земель промышленности и иного спец. назначения, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов гос. власти или органов местного самоуправления.
Перевод земель/участков особо охраняемых территорий и объектов в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений гос. экологической экспертизы и иных установленных ФЗми экспертиз в соответствии с законодательством РФ об охране окружающей среды, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.
Перевод земель другой категории в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае:
- — создания особо охраняемых территорий;
- — создания туристско-рекреационных особых экономических зон;
- — в иных установленных ЗКРФ и другими ФЗ случаях.
Перевод земель/участков лесного фонда, занятых защитными лесами в земли других категорий разрешается в случае:
- — организации особо охраняемых природных территорий;
- — установления или изменения границы населенного пункта;
- — размещения объектов гос. или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
- — создания туристско-рекреационных особых экономических зон.
Перевод участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого участка осуществляется только после формирования в установленном порядке участка, в отношении которого принимается акт о переводе из состава земель запаса в другую категорию земель.
Перевод земель/участка водного фонда в другую категорию допускается в случаях:
- — создания особо охраняемых природных территорий;
- — установления или изменения границ населенных пунктов;
- — размещения объектов гос. или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;
- — прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов, в том числе связанных с созданием искусственных земельных участков, при наличии положительного заключения гос. экологической экспертизы.
Ввод искусственно созданного участка в эксплуатацию на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, является переводом земель водного фонда в земли категории, указанной в разрешении на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Перевод земель/участка другой категории в земли водного фонда допускается в случае:
- — если земли заняты водными объектами;
- — строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах;
- — изменения русла рек и иных изменений местоположения водных объектов.
Источники
Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.
Майлис, Н. П. Моя профессия — судебный эксперт / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2014. — 168 c.
Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. — М.: Типография «Саратовского Дневника», 2016. — 438 c.
Здравствуйте. Рад Вас видеть на своем ресурсе. Я штатный юрист с 10 летним стажем работы в частной Московской юридической компании. С удовольствием поделюсь с Вами своим опытом!