Перевод земель из одной категории в другую

Рассмотрим следующий вопрос: "Перевод земель из одной категории в другую". Если необходимы утонения, то обратитесь к дежурному специалисту.

Порядок перевода земель из одной категории в другую

Понятие категории земель установлено Земельным Кодексом РФ, а также Федеральным Законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 г.

Понятие категории земель установлено Земельным Кодексом РФ, а также Федеральным Законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

По целевому назначению земли в Российской Федерации разделены на следующие категории (п. 1 ст. 7 ЗК РФ):

земли сельскохозяйственного назначения;

земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

[1]

земли особо охраняемых территорий и объектов;

земли лесного фонда;

земли водного фона;

Согласно положению п. 1 ст. 8 ЗК РФ, отнесение земель к соответствующим категориям и их перевод из одной категории в другую осуществляется в отношении:

земель, находящихся в федеральной собственности — Правительством Российской Федерации;

земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности — органами исполнительной власти субъектов РФ;

земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;

земель, находящихся в частной собственности:

— земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов РФ;

— земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

Непосредственный порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным Законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон о переводе земель).

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель (участков земель) из одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в должны быть указаны:

1) кадастровый номер земельного участка;

2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;


3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;

4) права на земельный участок.

При этом к ходатайству в соответствии с Законом о переводе земель должны быть приложены:

1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;

3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;

Следует учитывать, что в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо или к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям, установленным Законом о переводе земель. В этом случае оно подлежит возврату заинтересованному лицу в течение 30 дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в следующие сроки:

1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, — Правительством Российской Федерации;

2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства — исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Вышеуказанный акт не может быть принят на какой-либо определенный срок. После принятия акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суде.

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:

1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Особенности перевода земель из одной категории в другую регулируются главой II Закона о переводе земель, в которой подробно описаны особенности, свойственные каждой отдельной категории земель.

Так, например, перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается только в исключительных случаях, связанных:

Читайте так же:  Образец договора купли-продажи автосервиса

1) с консервацией земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства указанных объектов;

7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

При этом перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает кадастровую стоимость среднерайонного уровня, и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, в другую категорию не допускается.

Перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в другую категорию осуществляется без ограничений, но имеет некоторые особенности:

— при переводе земель промышленности и иного специального назначения, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу в другую категорию необходим утвержденный проект рекультивации земель;

— при переводе земель промышленности и иного специального назначения, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность в другую категорию необходимо сначала произвести восстановление нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Перевод земель особо охраняемых территорий и объектов в другую категорию осуществляется только при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством РФ об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:

1) организации особо охраняемых природных территорий;

2) установления или изменения черты поселения;

3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

В иных случаях перевод земель лесного фонда и в другую категорию допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в соответствии с лесоустроительной документацией в связи с:

1) невозможностью их дальнейшего использования по целевому назначению;

2) прекращением нужд лесного хозяйства;

3) необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики, добычей полезных ископаемых, содержанием объектов культурного наследия народов РФ.

Перевод земель водного фонда в другую категорию допускается в случаях:

1) создания особо охраняемых природных территорий;

2) установления или изменения населенных пунктов;

3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;

4) прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

Статья 8 . Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 8 ЗК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ в пункт 1 статьи 8 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Информация об изменениях:

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Категория земель указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ подпункт 3 пункта 2 статьи 8 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

[2]

3) государственном кадастре недвижимости;

Читайте так же:  Возврат денег за услуги

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

>
Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений
Содержание
Земельный кодекс (ЗК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 2. Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

Статья 2. Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

См. Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 48

1. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также — ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

2. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 111-ФЗ в пункт 1 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 2 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.

[3]

См. Содержание ходатайства о переводе земель водного фонда в земли другой категории и состав прилагаемых к нему документов, утвержденное приказом Минприроды России от 10 ноября 2011 г. N 882

См. Описание содержания ходатайства о переводе находящихся в собственности РФ земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и состав прилагаемых к нему документов, утвержденные приказом Минсельхоза РФ от 17 мая 2010 г. N 168

3. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

1) кадастровый номер земельного участка;

2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;

4) права на земельный участок.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ в часть 4 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.

4. Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:

1) утратил силу с 1 января 2017 г.;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 102-ФЗ пункт 2 части 4 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей — физических лиц);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 102-ФЗ часть 4 статьи 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2.1) выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей — индивидуальных предпринимателей) или выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей — юридических лиц);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в пункт 3 части 4 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ в пункт 5 части 4 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2015 г.

5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка;

6) утратил силу с 1 января 2008 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 102-ФЗ в часть 4.1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4.1. Документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 2.1, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.

Читайте так же:  Банк лишился лицензии, как не остаться без жилья, взятого в ипотеку

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в часть 5 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую

За подробными консультациями обращайтесь к менеджерам по телефонам:
в Санкт-Петербурге:
+7 (812) 325-48-60
в Москве:
+7 (495) 223-27-69

Согласно ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.

Одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

  1. земли сельскохозяйственного назначения;
  2. земли населенных пунктов;
  3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  4. земли особо охраняемых территорий и объектов;
  5. земли лесного фонда;
  6. земли водного фонда;
  7. земли запаса.

Важно учитывать, что понятие «целевое использование» не сводится только к категории земель, что подтверждается и судебной практикой (Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014. N 6). Однако данное положение никаким образом не сказывается на порядке смены категории.

Важно понимать, что земельный участок может быть отнесен только к одной категории земель. Согласно ч.2 ст.8 ЗК РФ, категория земель обязательно должна быть указана в актах органов исполнительной власти о предоставлении земельных участков, а также в договорах, сделках и иных документах, подтверждающих переход права на земельные участки.

Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства. Содержание ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, а также исчерпывающий перечень прилагаемых документов непосредственно установлены п. п. 3 и 4 ст. 2 Закона N 172-ФЗ. Описание содержания ходатайства о переводе находящихся в собственности РФ земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и состав прилагаемых к нему документов утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 17 мая 2010 г. N 168.

Ходатайство о переводе может быть подано и органами государственной власти, органами местного самоуправления, но только с согласия правообладателя земельного участка. Без согласия правообладателей земельных участков подача ходатайства допускается только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей, либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Ограничения перевода земель или земельных участков из отдельной категории земель установлены самим Законом N 172-ФЗ (ст. ст. 7, 9 – 12). Кроме того, такие ограничения также предусмотрены иными федеральными законами (например, п. 1 ст. 99 ЗК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»).

Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным ч. 2 ст. 3 ФЗ N 172-ФЗ, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение 30 дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения (ч. 3 ст. 3 ФЗ N 172-ФЗ).

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается один из актов:

  • О переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Срок составления 3 месяца со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, — Правительством Российской Федерации;
  • Об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Срок составления 2 месяца со дня поступления ходатайства — исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
  1. основания изменения категории земель;
  2. границы и описание местоположения земель, для земельных участков также их площадь и кадастровые номера;
  3. категория земель, перевод из которой осуществляется;
  4. категория земель, перевод в которую осуществляется.

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.

Основание для отказа

  1. Установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
  2. Наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
  3. Установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Читайте так же:  Нарушение сроков сдачи квартиры застройщиком

Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Если категория земель не указана в документах кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов — к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Частью 21 ст. 34 Закона N 171-ФЗ также предусмотрено, что в случае если земельный участок образуется на основании схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель или земельного участка, в отношении которых не установлен вид разрешенного использования, либо из земельного участка, который не отнесен к определенной категории земель, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории являются решениями об установлении вида разрешенного использования земельного участка или земельных участков и (или) об отнесении земельного участка или земельных участков к определенной категории земель. При этом принятие отдельного решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка и (или) об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.

Органом, управляющим и распоряжающимся земельными участками, находящимися в собственности РФ, является на федеральном уровне, прежде всего, Правительство РФ в соответствии со ст. 14 и др. ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Антон Биктимиров,
Юрисконсульт по частному и публичному праву
Объединенной Консалтинговой Группы.

Конспекты юриста

Перевод земельных участков из одной категории в другую

1. ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или участков из одной категории в другую».

Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории (ст 7 ЗКРФ):

  • — земли с/х назначения;
  • — земли населенных пунктов;
  • — земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного спец. назначения;
  • — земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • — земли лесного фонда;
  • — земли водного фонда;
  • — земли запаса.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются ФЗми и требованиями специальных ФЗ. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении (ст 8 ЗКРФ):

  • — земель, находящихся в федеральной собственности — Правительством РФ;
  • — земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель с/х назначения, находящихся в муниципальной собственности — органами исполнит власти субъектов РФ;
  • — земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель с/х назначения — органами местного самоуправления;
  • — земель, находящихся в частной собственности: земель с/х назначения — органами исполнит власти субъектов РФ;
  • — земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

Нюанс. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗКРФ и законодательством РФ о градостроительной деятельности.

Перевод земель или участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:

  • — установления в соответствии с ФЗми ограничения перевода земель или участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
  • — наличия отрицательного заключения гос. экологической экспертизы, если ее проведение предусмотрено ФЗми;
  • — установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Нарушение установленного ЗКРФ, ФЗми порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается ФЗми.

Процедура перевода земель из одной категории в другую

2. Акт о переводе.

3. Изменения кадастрового учета.

Для перевода земель или участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель/участков из одной категории в другую в исполнительный орган гос. власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Исполнительные органы гос. власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей участков в случаях перевода участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Исполнительный орган гос. власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или участков, направляют копию такого акта в течение 5 дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление гос. кадастрового учета недвижимого имущества и ведение гос. кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством РФ, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти гос. учреждение (далее — орган кадастрового учета).

Читайте так же:  Что лучше, дарственная или завещание

О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей участков с указанием акта о переводе земель/участков, а также органы, осуществляющие гос. регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение 7 дней изменений в связи с переводом из одной категории в другую в записи Единого гос. реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Перевод из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления гос кадастрового учета участков в связи с изменением их категории. Переоформление правоустанавливающих документов на участки, в отношении которых приняты акты о переводе, не требуется.

Отнесение к одной из установленных ЗКРФ категорий земель является обязательным. Если категория земель указана не в документах гос. кадастра недвижимости, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, внесение изменений в документы гос. кадастра недвижимости и в записи Единого гос. реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется на основании правоустанавливающих документов на участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей участков.

Если категория земель не указана в документах гос. кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

Участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов — к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования участка.

Перед отдельных видов категорий земель в другую категорию

Перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного спец. назначения (далее — земли промышленности и иного спец. назначения) в другую категорию осуществляется без ограничений, за исключением случаев:

  • — перевод земель промышленности и иного спец. назначения, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
  • — перевод земель промышленности и иного спец. назначения, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов гос. власти или органов местного самоуправления.

Перевод земель/участков особо охраняемых территорий и объектов в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений гос. экологической экспертизы и иных установленных ФЗми экспертиз в соответствии с законодательством РФ об охране окружающей среды, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

Перевод земель другой категории в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае:

  • — создания особо охраняемых территорий;
  • — создания туристско-рекреационных особых экономических зон;
  • — в иных установленных ЗКРФ и другими ФЗ случаях.

Перевод земель/участков лесного фонда, занятых защитными лесами в земли других категорий разрешается в случае:

  • — организации особо охраняемых природных территорий;
  • — установления или изменения границы населенного пункта;
  • — размещения объектов гос. или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
  • — создания туристско-рекреационных особых экономических зон.

Перевод участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого участка осуществляется только после формирования в установленном порядке участка, в отношении которого принимается акт о переводе из состава земель запаса в другую категорию земель.

Перевод земель/участка водного фонда в другую категорию допускается в случаях:

  • — создания особо охраняемых природных территорий;
  • — установления или изменения границ населенных пунктов;
  • — размещения объектов гос. или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;
  • — прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов, в том числе связанных с созданием искусственных земельных участков, при наличии положительного заключения гос. экологической экспертизы.

Ввод искусственно созданного участка в эксплуатацию на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, является переводом земель водного фонда в земли категории, указанной в разрешении на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Перевод земель/участка другой категории в земли водного фонда допускается в случае:

  • — если земли заняты водными объектами;
  • — строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах;
  • — изменения русла рек и иных изменений местоположения водных объектов.

Источники


  1. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.

  2. Майлис, Н. П. Моя профессия — судебный эксперт / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2014. — 168 c.

  3. Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. — М.: Типография «Саратовского Дневника», 2016. — 438 c.
Перевод земель из одной категории в другую
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here