Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Рассмотрим следующий вопрос: "Порядок приватизации государственного и муниципального имущества". Если необходимы утонения, то обратитесь к дежурному специалисту.

Сущность, принципы и порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Понятие и принципы приватизации государственного и муниципального имущества

В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
  2. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятиях в Российской Федерации»;
  3. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;
  4. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» и др.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Под объектами приватизации понимается то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не относятся:

Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

[1]

Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица.

1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:

  • государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • государственных и муниципальных учреждений;
  • юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

  • ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
  • издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
  • руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
  • принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
  • осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.

б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

  • подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;
  • осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;
  • обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.

в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:

  • осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;
  • обеспечивает оценку федерального имущества;
  • заключает договоры купли-продажи федерального имущества
  • ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

Читайте так же:  Образец составления претензии по договору оказания услуг

2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

  • наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
  • способ приватизации имущества;
  • нормативная цена;
  • срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
  • иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

Приватизация муниципального имущества

Приватизация государственного и муниципального имущества считается законной процедурой отчуждения. Когда производится приватизация муниципального имущества, отдаётся предпочтение обычным людям, преимущественно гражданам.

Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

Каково понятие и правовое регулирование приватизации государственного и муниципального имущества? Понятие приватизация государственного имущества присутствует в праве РФ с 90-х годов прошлого века, когда СССР не стало.

Был введён механизм, понятие и условия приватизации государственного и муниципального имущества.

Выделено в обособленный регламент правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества:

  • производство обычными людьми процедуры с жильём, включительно с наделами;
  • правила производства процедуры по нежилым помещениям, землям юр. лицами.

Так что при приватизации недвижимости необходимо определиться:

  • со статусом инициатора процедуры приватизации;
  • со статусом объектов приватизации государственного и муниципального имущества.

В определённых случаях государство закрепляет правомочие лиц осуществить приватизацию безвозмездно. Регламент выделяет основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества.

Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

Итак, кто имеет право на приватизацию жилья в собственность? Претендовать на это вправе лишь обычные граждане и негосударственные организации.

К подобным субъектам законом отнесены:

  1. Физические лица. Это любые граждане России. Законодательство предусматривает право каждого гражданина раз в жизни получать от государства землю безвозмездно.
  2. Юридические лица, зарегистрированные и учреждённые на территории РФ.

В исключительных случаях государство предоставляет землю либо помещение вместе с землёй под ним представительствам иностранных государств. Так что объекты приватизации имущества непосредственно определяют, кто может их приватизировать.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

В основном выделяют следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

  1. Непосредственная подача заявления на приватизацию абсолютно любого объекта, что допускается переводить в распоряжение частных лиц.
  2. Льготная приватизация муниципального жилья лицами, кому в соответствии с нормами законодательства предоставляются те или иные льготы. К примеру, инвалиды могут рассчитывать на получение жилья от государства на льготных условиях и снижение социальных расходов. А дети-сироты получают от государства временное жильё, что они впоследствии смогут приватизировать.
  3. Безвозмездное отчуждение гос. имущества. Допускается лишь в отношении жилья, предоставляемого из государственного либо муниципального фонда согласно программам обеспечения людей жильём.

Каждый человек должен определиться, каким именно способом он хочет и может осуществить процедуру. К примеру, приватизировать жильё бесплатно могут лишь те граждане, которым гос. жильё уже выдано по соответствующему соглашению во временное пользование.

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Итак, каков порядок и условия приватизации муниципальной собственности? Закон конкретно регламентирует порядок отчуждения гос. объектов в правомочие собственности обычных граждан, особенности приватизации. Правила планирования приватизации довольно просты.

Так, чтобы такое отчуждение было полностью законным, людям и организациям необходимо осуществить действия в следующем порядке:

  • обозначение конкретного объекта недвижимости и установление формы владения для него;
  • установление основания для бесплатной приватизации, если такое есть;
  • подача заявление в уполномоченное учреждение, в управлении которого находиться объект;
  • получение одобрения соответствующего органа;
  • сбор документации для участия в процедуре;
  • участие в процедуре;
  • получение соответствующего соглашения с гос. учреждением;
  • регистрации правомочия собственности в регистрирующем госоргане.
Читайте так же:  Является ли обязательной процедура повторной регистрации права собственности на дом

Каждое из вышеуказанных действий включает в себя проведение целого комплекса мероприятий, которые занимают определённое время. Не стоит надеяться на быстрое решение проблемы. Как правило, когда происходит приватизация жилых помещений муниципального жилищного фонда, то уходит полгода времени, а иногда ещё больше. Особенности приватизации заключаются в отчуждении объектов во владение обычных граждан.

Особенности приватизации таковы, что для начала необходимо определиться с объектом, что необходимо будет отчуждать от государства.

Основание устанавливается лишь в тех случаях, когда объект недвижимости находится во владении соответствующих лиц. В таком случае основание владения также является необходимым обстоятельством для осуществления процедуры.

После выдачи предварительного одобрения инициаторы процедуры приступают к оформлению документации, требуемой для приватизации.

Перечень необходимой документации

Как и любая другая административная услуга, приватизация государственной собственности требует сбора определённого перечня документации. В основном это удостоверительная и справочная документация, которую необходимо запрашивать у гос. учреждений и уполномоченных органов.

Условно перечень необходимой документации можно разделить на следующие группы:

  • документы, удостоверяющие статус лица;
  • справочная документация;
  • правоустанавливающая документация.

В качестве примера документации, удостоверяющей статус лиц, можно привести:

  • паспорта;
  • удостоверения личности;
  • свидетельства о рождении и так далее.

Справочная документация содержит в себе информацию временного характера.

Примерами такой документации могут служить:

  • выписки из кадастра и БТИ (бюро техинвентаризации);
  • справки из жилищной организации;
  • справки из хозяйственных объединений и так далее.

Правоустанавливающая документация собирается лишь в тех случаях, когда лицами планируется приватизации муниципального жилья, которое по тем или иным основаниям уже находится в их владении, но не в собственности. Собственно говоря, именно основания владения и удостоверяют правоустанавливающие документы.

Чертами таких документов могут обладать:

  • решения местной администрации сельского поселения;
  • решения дирекции хозяйственного объединения сельского поселения;
  • соглашения и договоры с уполномоченными органами;
  • постановление;
  • сертификаты и так далее.

В отдельной ситуации такой перечень необходимо уточнять у соответствующих гос. органов.

Приватизация государственных предприятий

Как правило, гос. предприятия по заявлениям обычных граждан не приватизируются. Частные лица могут лишь инициировать данный процесс, подав соответствующее обращение в гос. орган, в чьём распоряжении находиться предприятие. Однако дата такого обращения никакого процессуального влияния оказать на процесс имущественных перемен не может. Специфика такова, что процесс регулирует не только федеральное законодательство, но и муниципальное.

Последовательность действий можно прописать лишь после того, как по процедуре для организации или физ. лица по передаче госсобственности будет вынесено одобрение. Такие гос. органы сами выносят решение о том, что предприятие целиком или частично необходимо передать частным лицам. МУП (муниципальное унитарное предприятие) является собственностью местных властей и отчуждать его по федеральным законам можно не всегда.

Осуществляется это следующими способами:

  • инвестирование;
  • покупка акций;
  • торги и аукцион.

Можно ли приватизировать часть имущества предприятия и можно ли продать его без приватизации? В подобном вопросе необходимо исходить из хозяйственно-правовой формы предприятия.

Так, когда осуществляется приватизация государственных и муниципальных предприятий:

  • в ООО необходимо купить имущество;
  • в АО выкупаются ценные бумаги;
  • организации унитарного характера либо продаются целиком, либо переводятся в иную хозяйственно-правовую форму.

[2]

Посредством инвестирования можно принять участие в процессе в отношении любого гос. предприятия. Однако в основном инвестирование позволяет стать лишь частичным владельцем объекта, а не единоличным.

Приватизация доли в предприятиях осуществляется путём такой же купли-продажи. Кроме того, региональные власти могут устанавливать случаи передачи объектов в ведение частных лиц с правом отчуждения. Однако в таком случае необходимо уточнить, через какое время можно приватизировать соответствующий объект.

Но как продать предприятие, если оно ещё не отчуждено? Прежде, как продать, необходимо получить разрешение соответствующего гос. органа.

Правила приватизации муниципальной квартиры

Как приватизировать муниципальную квартиру или как приватизировать комнату в муниципальной квартире? В отличие от предприятия или иного рода гос. имущества, квартиры, которые принадлежат муниципалитету, приватизируются в особом порядке. Такие квартиры, как правило, служат определённым целям жилищной политики государства или региональных властей. Если приватизация будет соответствовать таким целям, к примеру, целям сокращения жилого фонда, то, скорее всего, она пройдёт без проблем.

Так можно ли приватизировать муниципальную квартиру или можно ли приватизировать комнату в муниципальной квартире?

Приватизация муниципальной квартиры осуществляется в следующем порядке:

  • лицам, кому законом полагается получить жильё от государства, передаётся муниципальное жилье внаём;
  • с ними заключается соответствующее соглашение, где, кроме него, участвует и вся его семья;
  • впоследствии лица подают заявление;
  • после рассмотрения и одобрения приватизации с ними заключается соглашение о передаче жилища в правомочие собственности.

Итак, можно приватизировать муниципальную квартиру? Стоит отметить, что, как гласит положение о приватизации муниципального имущества, единоличная приватизация в подобных ситуациях невозможна.

Изменение долей не допускается. Однако некоторые члены семьи, что участвовали и которые уже достигли совершеннолетия, могут по своему усмотрению вовсе отказаться от участия в процедуре и, соответственно, от доли в квартире. Несовершеннолетние отказываться от приватизации не могут. Такое допускается лишь в исключительных случаях с дозволения органа по опеке муниципального района, где находится приватизируемое жилище.

Читайте так же:  Могут ли наследники первой очереди претендовать на приватизированную квартиру

Но можно ли приватизировать долю в муниципальной квартире? Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества определяют, что отчуждению подлежит имущество как целиком, так и в части, к примеру, приватизация комнаты муниципального района. Касательно регионов, необходимо изучить соответствующее положение о комиссии по приватизации муниципального имущества муниципального района.

Не стоит задумываться, нужно ли приватизировать квартиру. Ведь в дальнейшем её можно продать точно так же, как и купленную.

Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности

Видео (кликните для воспроизведения).

Редко приватизированную недвижимость используют с целью получения дохода. В большинстве случаев она имеет социальную ориентированность, что лучше, чем простая коммерция. В коммерческих целях приватизацию, как правило, осуществляют лишь юридические лица.

Физические же лица в качестве дохода от приватизации могут получить:

  • бесплатное жильё муниципального района;
  • бесплатный земельный участок сельского поселения.

Однако безвозмездность лишь относительна. Все расходы по сбору и подготовке документов, а также иные траты осуществляют сами физ. лица. Средства не всегда малые. Так что нельзя утверждать, что им жильё или надел достанется бесплатно. Однако после, как продать жилище или землю, доходы физ. лиц будут достаточно большими, если только не осуществлялась частичная приватизация.

Что касается юридических лиц, то специфика такова: коммерческие организации вкладывают собственные немалые средства, которые они планируют обменять на прибыль в будущем. Некоммерческие организации получают госимущество лишь в соответствии с целями своего учреждения. К примеру, религиозные организации могут получить земельные наделы для строительства церквей, мечетей и так далее.

Однако для коммерческих целей приватизация в крайне редких случаях осуществляется бесплатно. Этот приватизированный объект можно продавать. Средства, полученные от продажи муниципального имущества, направляются на нужды соответствующего административного округа.

Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация государственного и муниципального имущества

регулируется законом ФЗ РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Порядок проведения приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация осуществляется в несколько этапов:

  • 1) определение состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия;
  • 2) определение цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества;
  • 3) определяется способ приватизации:
    • — преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
    • — продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
    • — продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
    • — продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
    • — продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
    • — продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
    • — продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
    • — продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
    • — внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
    • — продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления;
  • 4) принятие решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества.

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Задайте вопрос юристу бесплатно!

Кратко опишите в форме вашу проблему, юрист БЕСПЛАТНО подготовит ответ и перезвонит в течение 5 минут! Решим любой вопрос!

Все данные будут переданы по защищенному каналу

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист

Во времена СССР все объекты недвижимости находились в ведении государства и муниципальных образований. Людям выдавались квартиры бесплатно на ордера на вселение. С распадом Советского союза возникла острая необходимость в пересмотре жилищных и земельных вопросов. После принятия в 1991 году Федерального Закона «О приватизации…» граждане нашей страны получили уникальную возможность — перевести в собственность муниципальное жилье, гараж или садовый участок совершенно бесплатно, как это сделать, давайте разбираться.

Все сделки по приватизации в Российской Федерации регулируются следующими нормативными актами:

  • ФЗ-№178 от 21.12.2001;
  • ФЗ-№366 от 03.07.2016;
  • ФЗ-№1541-1 РФ от 04.07.1991;
  • Жилищным Кодексом;
  • Земельным Кодексом.

Кто и что может приватизировать

В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.

Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.

У кого есть право Что могут приватизировать
Граждане и индивидуальные предприниматели Землю, жилые и нежилые объекты недвижимости Юридические лица Земельные участки, жилую и нежилую недвижимость Федеральные и муниципальные объединения Объекты, которые относятся к государственному резервному фонду (хозпостройки, религиозные и культурные объекты, образовательные учреждения и прочее)

Разница между государственным и муниципальным имуществом

Государственное имущество существенно отличается от муниципального и по субъектному, и по объектному составу, а также по основаниям ее приобретения.

Если объект недвижимости находится во владении федеральных органов, то они и являются его распорядителями, например, Министерство обороны по отношению к жилищному фонду, находящемуся в его ведении. А если собственность принадлежит муниципалитету, то, соответственно, он и отвечает за дальнейшую судьбу вверенного имущества, например, заключает от своего имени договора соцнайма с физическими лицами или дает разрешение на приватизацию.

Пример. Гражданин имеет в распоряжении несколько гектаров земли на которой решил выращивать сельскохозяйственную продукцию, а параллельно заниматься охотой и рыбалкой. Как это можно сделать?

Предположим территория находится в ведении муниципального образования. В таком случае можно инициировать приватизацию на основании правоустанавливающего документа, например, договора аренды надела или оставить все как есть и реализовывать задуманное на арендованном участке. Тем более, что согласно действующему законодательству оформить в собственность реку, лес или природоохранную территорию невозможно.

Читайте так же:  Консультация юриста по уголовным делам бесплатно онлайн

Условия приватизации

Оформить в собственность муниципальное жилье получится только при выполнении всех следующих условий:

  • оформление в собственность производится только с согласия всех зарегистрированных в данном помещении лиц, в том числе и детей старше 9 лет;
  • если один из жильцов отказывается от участия в процедуре, то ему необходимо заверить свой отказ нотариально, в противном случае приватизация невозможна;
  • основанием для бесплатного получения в собственность муниципального жилого помещения является ордер на вселение или договор соцнайма;
  • временно отсутствующий по месту жительства гражданин имеет право на долю в приватизированном жилом помещении и его согласие на переоформления жилья в собственность обязательно;
  • процедура осуществляется только после уплаты государственной площади.

Способы приватизации

Существует несколько способов переоформления права собственности:

  • переход из государственного/муниципального предприятия в АО общество или ООО;
  • приобретение объектов государственной недвижимости на аукционе;
  • приобретение акций АО, находящихся в государственной собственности за пределами страны;
  • покупка государственного имущества у третьих лиц, действующих на основании доверенности;
  • получение имущества в форме вклада в уставной капитал.

Когда решается вопрос о приватизации, органом власти выбирается наиболее подходящий вариант, в зависимости от конкретных обстоятельств, изложенных в предоставляемых заявителем документах.

Так, например, если процедура касается жилого помещения, передача права происходит путем заключения договора с муниципальным образованием с последующей их регистрацией в Росреестре.

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Порядок приватизации имущества:

  • составляется план процедуры;
  • издается акт;
  • осуществляется само переоформление объекта в частную собственность;
  • формируется отчет о проделанной работе.

После подачи заявления с копиями необходимых документов в муниципалитет, последний решает, в чьем ведении находится отчуждаемое имущество, возможно ли передать заявленные объекты и на каких условиях. Все решения с отчуждением объектов государственного и муниципального имущества согласовываются с его собственником и последнее слово остается за ним.

[3]

  1. Составляется план. Написание документа осуществляется с учетом мониторинга объектов, которые подлежат передаче в частную собственность. Окончательный вариант передается для утверждения Правительству Российской Федерации.
  2. Подготовительный этап. Выбирается вариант приватизации. Согласно 14 статье ФЗ №178, в окончательном решении должны содержаться следующие сведения:
  • об объекте приватизации;
  • о владельце;
  • о выбранном способе;
  • о кадастровой или рыночной стоимости недвижимости;
  • о рассрочке.
  1. Приватизация. Имущество передается в собственность физических или юридических лиц, с последующей государственной регистрацией прав в органе Росреестра.
  2. Отчет о приватизации. Составляется муниципальным образованием и передается Государственной Думе РФ, каждый год до 1 мая. В документе перечисляется приватизированные объекты, описывается способа их приватизации, сроки, расходы и т.д.

Необходимые документы

Перечень документов при различных видах приватизации различен. Такое же условие применяется и при сборе документов физическими и юридическими лицами.

Какие документы необходимы:

  • заявление лица, желающего приобрести имущество;
  • паспорт (для детей до 14 лет свидетельство о рождении);
  • правоустанавливающий документ и технический паспорт на жилое помещение;
  • выписка из ЕГРН;
  • расширенная выписка из поквартирной/домовой книги;
  • справка подтверждающая отсутствие задолженностей перед коммунальщиками;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

Дополнительно может понадобятся:

  • письменное согласие на сделку второго супруга;
  • свидетельство о браке или о разводе;
  • разрешение от органа опеки и попечительства на сделку (если участвуют дети);
  • нотариально заверенная доверенность (если от лица инициатора действует его назначенный представитель);
  • финансовые документы (для юридических лиц).

Максимальный срок приватизации объектов государственной и муниципальной собственности — 3 месяца, минимальный — 14 дней. Оформление может затянуться еще на несколько месяцев, если потребуется получение разрешения на приватизацию в суде.

Расходы и налоги

При оформлении собственности в обычном порядке физическими лицами уплачивается госпошлина в размере 2000 рублей с каждого участника приватизации.

Если речь идет, об участках земли, подпадающих под «дачную амнистию», плата за регистрацию составит всего 350 рублей.

Расчет государственной пошлины для юридических лиц осуществляется по следующей формуле:

  • 0,1% от стоимости имущества,
  • не более 60 тысяч рублей.

Если осуществляется приватизация унитарного предприятия, то при расчете его цены учитывается весь хозяйственной комплекс. По закону, цена имущества в кадастровой документации не может быть больше рыночной.

После приватизации и получения всех необходимых документов, по истечении налогового года, необходимо заплатить налог, а размере 0,3% от его цены.

Пример расчета налога. После приватизации Смирнова К.О получила в собственность однокомнатную квартиру. Ежегодно женщина обязана платить налог на имущество, величина которого складывается с учетом следующих параметров:

  • облагаемое налогом имущество – однокомнатная квартира (25 квадратных метров);
  • величина налогового вычета — 20 квадратных метров от общей площади жилья при условии, что это единственное жилье налогоплательщика (как в нашем случае);
  • стоимость объекта, согласно кадастровой документации – 980 тысяч рублей;
  • действующая в [current_date format=’Y’] году ставка налога – 0,3%.

С учетом всех факторов за свою жилплощадь Смирнова ежегодно должна платить по 588 рублей. Чтобы избежать начисления штрафных пеней, денежные средства необходимо вносить в бюджет не позднее 31 октября.

Специалисты нашего сайта смогут оказать вам консультативную помощь на безвозмездной основе. Вообще если вы доверите представление своих интересов профессиональному юристу, то он не только соберет все необходимые документы, но и подготовит все требуемые заявления и представит ваши интересы в любой инстанции.

Читайте так же:  Процедура установления отцовства в судебном порядке

  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Статья 13. Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Статья 13. Способы приватизации государственного и муниципального имущества

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

1. Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ в подпункт 1 пункта 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1) преобразование унитарного предприятия в акционерное общество;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 201-ФЗ пункт 1 статьи 13 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 1.1

1.1) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ в подпункт 3 пункта 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3) продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ в подпункт 5 пункта 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;

6) утратил силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ;

Информация об изменениях:

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ в подпункт 9 пункта 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ в подпункт 10 пункта 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

10) продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ в пункт 2 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.

Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала акционерного общества, установленному законодательством Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество.

Видео (кликните для воспроизведения).

В случае, если один из таких показателей деятельности этого унитарного предприятия, как среднесписочная численность или доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за предшествующие приватизации три календарных года, не превышает предельное значение, установленное в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для субъектов малого предпринимательства, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть осуществлена также путем его преобразования в общество с ограниченной ответственностью.

В случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, ниже минимального размера уставного капитала акционерного общества, установленного законодательством Российской Федерации, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью.

Источники


  1. Микешина, Людмила Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Людмила Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — 576 c.

  2. Под., Ред. Ванян А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней / Под. Ванян. — М.: Рязань: Узорочье, 2012. — 528 c.

  3. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX — первых десятилетий XX века. История и методология / Ю.У. Фохт-Бабушкин. — М.: Алетейя, 2016. — 788 c.
Порядок приватизации государственного и муниципального имущества
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here