Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков

Рассмотрим следующий вопрос: "Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков". Если необходимы утонения, то обратитесь к дежурному специалисту.

Установленные предельные максимальные размеры земельных участков

Главная » Земля » Установленные предельные максимальные размеры земельных участков

Чтобы планировать применение покупаемого участка, необходимо знать предельно допустимые минимальные и максимальные размеры земельного надела, который допустимо получить для осуществления разрешенного вида землепользования в отношении данного участка.

Изучите нормы Градостроительного кодекса РФ, нормы регламентов и строительных параметров объектов, чтобы точно знать о предельных размерах участков.

Предельные максимальные размеры земельных участков для ИЖС

Нормы по размерам земельных наделов для жилищного строительства определены в земельном законодательстве России. Учтите, что нормативные акты регулируют земельные вопросы в отношении участков, находящихся в ведении федеральных и муниципальных органов.

При этом такие участки земли всегда имеют целевое назначение. Изучите подробнее размеры, предельно допустимые для участков земли, в ЗК РФ и ГрК РФ.

В случае передачи участка массива земли в безвозмездное пользование запомните системы установления размера участка:

  • Если надел земли формируется из территории, подведомственной федеральным органам власти, то для регулирования размеров такого участка применяются нормы федерального закона;
  • Если земля принадлежит субъекту РФ, то размер надела формируется исходя из законов РФ;
  • Если собственником передаваемого участка является муниципалитет, в таком случае, размер участка регулируется нормативно-правовыми актами, регулирующими земельные отношения.

У каждого субъекта РФ существует право определять размер земельного надела в рамках норм, установленных самим субъектом РФ.

Минимальный размер участка земли в среднем по России составляет 3 сотки, хотя в каждом регионе размер может сильно отличаться от соседнего субъекта РФ. Максимальный размер передаваемого в безвозмездное пользование участка составляет 30 соток в среднем по стране.

Предельно допустимые размеры участка земли определяются нормами и правилами, принятыми в конкретном регионе. Однако в случае противоречия местного нормативного акта по вопросам земельных наделов с нормами Конституции РФ или ЗК РФ, либо федеральному законодательству и ГрК РФ, нормы местного самоуправления и субъектов РФ признаются противоречащими закону. Поймите, что определить в каждом конкретном случае минимальный или максимальный размер передаваемого участка крайне сложно.

Размеры надела, выделяемого из состава территории муниципалитета, привязаны к нескольким основным параметрам:

  • Востребованность земельного участка в данном регионе;
  • Планируемое количество земельных наделов в данной местности;
  • Наличие или отсутствие региональной инфраструктуры;
  • Плотность населения в данной местности, где происходит выделение участков земли.

Знайте, что окончательный размер участка земли зависит напрямую от жилого помещения, которое планируется возвести на участке. В расчет берется не только размер жилого помещения, но и количество жителей, которые планируют постоянное проживание в жилом помещении.

Нормативы должны быть зафиксированы в специальных правилах, которые принимаются путем общественных слушаний по инициативе органов местного самоуправления.

Предельные максимальные размеры земельных участков при перераспределении

В нормах закона зафиксированы требования к участкам земли, которые образованы или зарегистрированы с внесенными изменениями. Градостроительные регламенты устанавливают предельные показатели размеров участков. Если участки земли регламентируются деятельностью федеральных органов и ЗК РФ, то нормы регламентов по градостроительству местного самоуправления на них не действуют.

Границы участков массива земли не должны располагаться на пересечении границ поселения или муниципального образования.

Запрещено формировать земельные участки так, что при определении их границ нарушается возможность полноценного применения ресурсов объектов недвижимости, которые располагаются в пределах таких участков. Если на земельный участок распространяется какое-либо обременение или ограничение в деятельности, то нельзя такие территории дробить на более мелкие участки для целевого применения.

Зонирование земель населенных пунктов.

Где найти карту градостроительного зонирования, читайте тут.

При определении границ участков земли учтите, что нельзя допускать следующих изменений границ, которые приводят:

  • К вклиниванию участков земли в другой земельный надел;
  • К образованию территории земли, которая полностью встроена в состав территории другого участка;
  • К ломке линии границы участка земли;
  • К образованию чередующихся участков земли разных собственников;
  • К физической невозможности возвести строение на участке земли;
  • К нарушениям в порядке эффективного применения и охране земельных ресурсов.

Не допускается определение предельных размеров границ, которые нарушают нормы федеральных законов о земле, нормы ЗК РФ.

Отдельно запомните, что формирование предельно допустимых границ участков земли невозможно при:

  • Наслоение границ участка на территорию лесопарка;
  • Пересечение границ Парковой зоны с участком земли;
  • Совпадение границ участка с границами территориальной зоны.

Исключением данного правила может стать формирование границ участка, созданного для освоения земельных ресурсов, недр и полезных ископаемых указанной территории. Допускается совпадение с территориальными зонами в случае формирования искусственного водоема, гидротехнического сооружения, объектов коммуникаций.

Предельные максимальные размеры земельных участков в Московской области

Знайте, что непосредственно для московской области устанавливаемые пределы размеров участков земли, которые подлежат переводу из государственной в частную собственность, приняты несколько законов, разработанных в соответствии с ЗК РФ.

Такими нормативными актами регулируются размеры участков, передаваемых из муниципальной или федеральной собственности в пользу:

  • Фермерского хозяйства, для которого определен максимальный размер в 40 гектаров;
  • Садоводческих объединений и товариществ переходит максимум по 0,15 га;
  • Для огородов выдается максимум 0,10 гектара;
  • Для участков земли под строительство дач передается не больше 0,25 га.

В отношении территории Москвы Дума должна принимать особые нормативные акты, которые регулируют процесс передачи земли в собственность гражданам. Но на данный момент таких законов не принято.

Предельные максимальные размеры земельных участков в Ленинградской области

В отношении земли, находящейся в муниципальном ведении ленинградской области, принят областной закон о предельных размерах участков земли, которые передаются гражданам в собственность из состава земель государственной и муниципальной собственности, и максимальном допустимом размере совокупной площади земли, состоящей во владении одного гражданина, который применяет их для ведения личного подсобного хозяйства.

Изучите предельно допустимые размеры участков земли для территории, находящейся в ведении муниципалитета Ленинградской области:

  • Для фермерских земель не выделять больше 50 га;
  • Под садоводческую деятельность выделить до 0,12 гектара;
  • Для осуществления строительства сооружений на территории дачного участка применять не больше 0,20 га;
  • Для эксплуатации огорода выделить не более 0,10 га;
  • Для осуществления деятельности, связанной с разведением животных, применять не больше 5 гектаров.

Обратите внимание, что для предоставления земли из состава земель Ленинградской области на бесплатной основе гражданам, существуют особые пределы для земель, передаваемых в особых целевых категориях использования:

  • Для садоводчества бесплатно выделяется не более 0,12 гектара;
  • Для осуществления огороднической деятельности без оплаты можно получить 0,10 гектара;
  • Для формирования дачного участка выделяется не более 0,20 га.
Читайте так же:  Образец договора задатка при покупке дома с земельным участком

Делая вывод, знайте, пока не были введены нормы максимальных наделов земли, передаваемой гражданам на бесплатной основе, распределение земельных участков осуществлялось на основании принятых актов органами местного самоуправления.

Учитывая нормы предельно допустимых размеров земельного участка, указанных выше, граждане имеют право получить только один раз.

При этом максимальный размер территории земли, передаваемой гражданам на бесплатной основе, на правах собственника или арендатора, не может превышать установленный нормативными актами размер. Для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на правах собственника в качестве физического лица, размер общих земельных владений равен 0,99 гектара.

Минимальные и максимальные размеры земельных участков

Главная » Земля » Минимальные и максимальные размеры земельных участков

Чтобы территорию земли, принадлежащую муниципалитету, можно было передать гражданам в пользование или собственность, необходимо принять местные нормативно-правовые акты. В этих НПА должны быть зафиксированы предельно допустимые размеры земельных участков, которые предусмотрены для ведения градостроительной деятельности и для установления межи на муниципальных участках земли.

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков в ПЗЗ

Предельные размеры определяются для участков в том случае, если планируется продать или передать в пользование определенную площадь земли, принадлежащей государству. Земля эта выделяется из состава общей территории.

Каждый выделенный участок не должен превышать установленных предельных параметров, при этом сами предельные размеры участка устанавливаются в соответствии с видами допустимого землепользования в отношении участка органами местного самоуправления или органами регионального масштаба.

В ГрК РФ существуют правила установки минимальных и максимальных размеров участков земли, передаваемых в собственность или пользование из земельного государственного фонда. Основные нормы, определяющие размер участка, содержатся в ПЗЗ, то есть в Правилах землепользования и застройки. ПЗЗ принимаются муниципалитетами.

Существуют строительные регламенты, разработанные для возведения конструкций капитального строительства и осуществления их реконструкции.

Частью регламента являются предельно допустимые размеры участков земли и других элементов, которые выражаются в следующих минимальных и максимальных параметрах:

  • Наиболее маленькие и наиболее большие площади земельных наделов;
  • Определение минимально допустимого расстояния от пределов территории земли до объектов, которые возводятся на этой земле, включая здания, сооружения, конструкции капитального строительства. При этом осуществление строительных работ за пределами установленных границ строительства запрещено;
  • Установка максимального количества этажей сооружения, определение высоты здания;
  • Определение предела застройки территории в процентном соотношении общей площади и площади застройки;
  • Установленные ГрК РФ параметры, в отношении которых определены минимальные и максимальные размеры.

Существуют территории с идентичными видами разрешенного землепользования, но при этом пределы размеров участков в границах таких территорий могут быть различны.

В случае, если владельцы участков, предельно допустимые размеры которых ниже минимума, установленного нормами градостроительного законодательства, если форма участка или иные основные параметры земельного надела негативно сказываются на эксплуатации такого участка, то собственники имеют возможность потребовать разрешение на то, чтобы нарушить незаконные ограничения на осуществление строительных работ при возведении объектов капитального строительства.

В таких случаях за основу берутся нормы строительного регламента, принятого в муниципалитете, в ведении которого располагается земельный участок. Если такие требования соблюдены, то владелец участка может получить разрешение на отклонение от пределов допустимого возведения капитальных объектов и их реконструкцию.

Изучите допустимые параметры земельных наделов и минимальные, максимальные параметры допустимого возведения конструкций:

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков для ИЖС

Существуют особые правила, по которым муниципалитет проводит строительство объектов на территории, подвластной муниципальному образованию. Такие правила называются сводом градостроительных норм и установленного порядка осуществления землепользования территорией. В этих документах муниципальные органы исполнительной власти фиксируют минимальные и максимальные размеры участков земли.

Такие предельные параметры вступают в силу после издания соответствующих указов органами местного самоуправления.

Чтобы узнать предельно допустимые нормы в определенной местности, необходимо письменно потребовать предоставить эту информацию в органах самоуправления поселения. Учтите, что не для всех территориальных зон муниципалитеты устанавливают нормы пределов.

Если существует территория, в отношении которой нет установленных официально путем издания указа норм по определению пределов территории, то для такого участка земли устанавливается следующее состояние – земли, которые не подлежат установлению.

Установленные предельные максимальные размеры земельных участков.

О предельных минимальных размерах участка читайте тут.

Помните, что в границах территории допускаются ситуации, когда участки земли имеют одинаковый вид допустимого применения земли, но различные нормы, на основании которых определяются предельно допустимые размеры выделенных участков.

Знайте, что для целей возведения индивидуального жилья государство выделяет не менее 3 соток земли. Однако, это минимальный параметр, который может быть многократно увеличен, если у застройщика есть желание получить больше земли под ИЖС. В зависимости от региона для ИЖС может быть выделено до 15 соток или больше, ограничения устанавливаются муниципалитетами в регионах РФ индивидуально.

Не забывайте, что территория земельного массива в пределах России может находиться и в федеральном ведомстве, и в муниципальном. Нормы максимальных и минимальных размеров выделяемых участков формируются федеральными и муниципальными нормативными актами соответственно.

В вопросах фиксирования размеров участка земли для ИЖС основную роль играет местное самоуправление, которое учитывает следующие данные:

  • Количество земли и участков, которые находятся в ведении муниципалитетов;
  • Количество предложений, направленных от физических и юридических лиц в администрацию поселения с целью приобретения земельного участка в пределах данного поселения;
  • Скорость и уровень качества при осваивании участков земли, выданных ранее в пользование гражданам и организациям;
  • Уровень развития региональной экономики, который формирует кадастровую стоимость земли в регионе.

Чтобы понять разницу в количестве соток, выделяемых в России по разным регионам для ИЖС, запомните следующие данные:

  • Средний минимальный размер участка под ИЖС по стране составляет 3 сотки;
  • Средний максимальный размер земельного участка для этих же целей равен 30 соткам.

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков под ЛПХ

Для начала уясните, что личное подсобное хозяйство не является коммерческим видом деятельности гражданина. Сельскохозяйственная деятельность ведется с целью производства и последующей переработки произведенного продукта гражданином и его семьей для удовлетворения собственных нужд.

Чтобы начать деятельность по ведению личного подсобного хозяйства, необходимо получить в собственность или стать пользователем земельного надела, который имеет разрешенный вид землепользования для ведения ЛПХ.

Знайте, что приоритетным правом на получение в собственность земли с такими ВРЗ обладают жители сельской местности, постоянно проживающие и зарегистрированные по месту расположения участка земли.

Читайте так же:  Как расторгнуть договор купли-продажи телефона

Если заявление в администрацию поселения передает гражданин России, прописанный в городе, с целью получить территорию в сельской местности под ЛПХ, то администрация поселении принимает положительное решение, если есть свободные земельные наделы или нет спроса на землю.

Если в данном регионе или районе земля пользуется спросом, тогда заявление городского гражданина может быть неудовлетворенно, пока все местные заявители не получат земельный надел.

Учтите, что для ЛПХ можно получить два вида участков земли:

  • Приусадебный участок на территории поселения, который используется для следующих действий:
    • Производство сельхозпродуктов;
    • Строительство жилого дома для постоянного проживания в нем;
    • Строений для осуществления хозяйственной деятельности;
    • Иных конструкций капитального строительства и объектов недвижимости, которые разрешено возводить градостроительным регламентом в пределах территории поселения;
    • При любом строительстве учитываются нормы противопожарных, санитарных и иных правил;
  • Полевой земельный надел за пределами территории поселения, который можно применять только для производства продуктов сельскохозяйственной деятельности. Возводить строения, бытовые помещения и дома нельзя.

Максимальный и минимальный размер участка устанавливается для ЛПХ местными органами исполнительной власти на основании НПА, которые приняты местной администрацией поселения.

Если земля для ведения подсобного хозяйства передается гражданам бесплатно, то в таком случае действуют нормы по пределам границ участка, установленные владельцем земельного передаваемого участка – федеральными органами или муниципалитетом.

Для информации рассмотрите пример. Законодательство Кемеровской области регламентирует размер участка, передаваемого гражданину на бесплатной основе для осуществления ЛПХ, в размере 0,2 гектара.

Депутаты одного из городов, расположенного в этой области, приняли решение о том, что передавать гражданам землю под личное подсобное хозяйство необходимо так, чтобы максимальный размер участка земли составил 500 квадратных метров.

Имейте в виду, что законами каждого субъекта России определяется количество земельных наделов, которыми одновременно может владеть и распоряжаться гражданин или организация.

Если участки земли в пользовании или владении гражданина, выделенные ему для ЛПХ, превышают суммарно размер максимальной площади земли, которая выделяется одному гражданину, в таком случае необходимо в течение 1 года после возникновения такой ситуации передать землю в собственность такому владельцу.

В другом случае необходимо зарегистрировать таких владельцев земли в качестве ИП или предложить им создать фермерское хозяйство.

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков в Москве

В соответствии с региональным НПА, оформленным в виде Правил землепользования и застройки г. Москвы, предельные параметры не устанавливаются ни для какой территориальной зоны в пределах города.

Любое введение ограничения или фиксирования пределов размеров участков земли, передаваемых муниципалитетом, должно быть санкционировано городской Думой. Однако, предпосылок к тому, что территория города Москвы будет поделена на участки с целью передачи частным лицам, не предвидится.

Делая вывод, поймите, что в случае установленных максимальных пределов по региону в размере 10 соток, администрация поселения не обязана выдавать только по 10 соток. Существуют дополнительные возможности пересмотреть предельно разрешенную величину размера участка.

Для этого нужно предоставить данные о количестве человек, которые планируют ИЖС на территории. Учтите, что в расчет предельного размера территории берутся все планируемые строения на участке.

Учитывается и возможная экологическая и санитарная безопасность при проживании определенного количества людей на участке земли в доме. Для ИЖС обычно выделяются участки в 6 – 8 соток.

Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков.

Земельное законодательство исходит из принципа нормирования земель для различных нужд.

Общие положения о нормировании земель установлены в ст. 33 ЗК РФ.

Можно выделить несколько случаев применения норм.

1). Нормы, которые устанавливаются и применяются только в случае предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности гражданам и для определенных целей. Это п.1 и 2 ст. 33 ЗК РФ. Эти нормы устанавливаются в законодательстве Самарской области и местном законодательстве.

Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В аналогичных случаях нормы предоставления для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Субъекта РФ.

Соответствующие нормы установлены в ряде статей Закона Самарской области «О земле».

Статья 12. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, составляет:

1) для садоводства — 0,25 гектара;

2) для огородничества — 0,5 гектара;

3) для дачного строительства — 0,25 гектара;

4) для животноводства — 5 гектаров.

2. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, не должен превышать 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах административно-территориальной единицы Самарской области.

Статья 13. Минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, составляет:

1) для садоводства — 0,03 гектара;

2) для огородничества — 0,06 гектара;

[3]

3) для дачного строительства — 0,05 гектара;

4) для животноводства — 1 гектар;

5) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — 5 гектаров.

2. Требование пункта 5 части 1 настоящей статьи не распространяется на случаи предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее 5 гектаров.

Предельные нормы предоставления земельных участков бесплатно гражданам для тех же целей устанавливаются отдельно публичным собственником земель. П. 2 ст. 33 ЗК РФ определяет:

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:

федеральными законами — из земель, находящихся в федеральной собственности;

законами субъектов Российской Федерации — из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

Читайте так же:  Порядок увольнения перед отпуском

Данным вопросам посвящены следующие статьи Закона Самарской области «О земле»:

Статья 14. Максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности Самарской области

В соответствии с статьей 14. максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности Самарской области устанавливается:

1) для садоводства — 0,1 гектара;

2) для огородничества — 0,2 гектара;

3) для дачного строительства — 0,1 гектара;

4) для животноводства — 1 гектар;

5) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — 5 гектаров;

6) для ведения личного подсобного хозяйства — 0,5 гектара;

7) для индивидуального жилищного строительства — 0,1 гектара.

В статье 14.1. устанавливаются предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим 3 и более ребенка, в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Максимальный размер — 0,1 гектара.

2. Минимальный размер- 0,01 гектара.

ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» также устанавливает требования к определению предельных размеров земельных участков. Статья 4данного закона содержит следующие положения: Минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Не допускается образование земельного участка, который входит в состав искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель и размер которого меньше установленного субъектами Российской Федерации минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель.

Требования настоящего пункта не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации.

Требования настоящего пункта не распространяются на формируемые земельные участки в целях их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства и материалов предварительного согласования мест размещения объектов и (или) документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации.

Закон Самарской области «О земле» в ст. 15 устанавливает предусмотренные нормы, со всеми ограничениями по их применению, установленными федеральным законом.

Статья 15. Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

1. Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который предоставляется в собственность, составляет 5 гектаров, за исключением случаев, предусмотренных настоящей частью.

Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который предоставляется в аренду, составляет 0,5 гектара, за исключением случаев, предусмотренных настоящей частью.

Минимальный размер образуемого нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в результате раздела земельного участка, объединения или перераспределения земельных участков составляет 5 гектаров.

[1]

Минимальный размер земельного участка, выделяемого из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей собственности, устанавливается в размере доли в праве общей собственности.

Минимальный размер земельного участка, образуемого в результате выдела невостребованной земельной доли в самостоятельный земельный участок, устанавливается равным его фактическому размеру.

Минимальный размер земельного участка, образуемого в результате выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель, устанавливается исходя из возможности самостоятельного функционирования выделяемых частей искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель с учетом естественных границ на местности. Указанная возможность определяется на основании заключения министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.

В соответствии с требованиями ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в Законе Самарской области также установлен максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района в Самарской области и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, который составляет 30 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков (ст. 16).

Большое значение для определения соответствия размера земельного участка имеют правила землепользования и застройки, принимаемые органом местного самоуправления, на что указывает п. 3 ст. 33 ЗК РФ, в которой говориться: Для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

В соответствии с ГрК, правила землепользования и застройки должны содержать градостроительные регламенты, определяющие виды разрешенного использования и предельные размеры земельных участков для каждой градостроительной зоны. Такие нормы применяются не только при образовании земельного участка из государственных и муниципальных земель в целях предоставления гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, но и при предоставлении земельных участков в других целях, в том числе юридическим лицам.

Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории предваряет кадастровый учет. Поэтому соответствие земельного участка требованиям законодательства определяется на стадии кадастрового учета. В соответствии со ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка, если размер образуемого земельного участка или измененного земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Несоответствие земельного участка требованиям законодательства о предельных размерах земельного участка может быть основанием и для отказа в осуществлении государственной регистрации права на земельный участок, так как в этом случае регистрирующий орган должен будет сделать вывод, что представленные на государственную регистрацию документы по содержанию не соответствуют требованиям законодательства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков

Так, согласно статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Читайте так же:  Что делать, если нарушен срок гарантийного ремонта

Согласно статье 12 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляют:

для ведения садоводства и под дачное строительство — от 400 квадратных метров до 1000 квадратных метров;

для ведения животноводства — от 1000 квадратных метров до 2000 квадратных метров;

для ведения коллективного огородничества — от 600 квадратных метров до 1500 квадратных метров.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 41 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» устанавливает максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно.

До разграничения государственной собственности на землю максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из государственных земель по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и настоящим Законом, составляют:

для индивидуального жилищного строительства (незастроенные земельные участки) — 1000 квадратных метров;

для садоводства — 600 квадратных метров;

для коллективного огородничества — 600 квадратных метров.

До разграничения государственной собственности на землю максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из государственных земель по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и настоящим Законом, для застроенных земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства до вступления в силу настоящего Закона, устанавливаются органами местного самоуправления в Краснодарском крае.

Решением городской Думы гор. Краснодара от 24.09.2009 № 61 п. 26 «Об утверждении порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар» установлены максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю на территории муниципального образования город Краснодар, а также земель, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, составляют для индивидуального жилищного строительства до 1000 кв. м .

Минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю на территории муниципального образования город Краснодар, а также земель, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, составляет для индивидуального жилищного строительства 300 кв. м . (п. 22).

Пункт 23 решения городской Думы гор. Краснодара от 24.09.2009 № 61 п. 26 «Об утверждении порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар» устанавливал, что в границах муниципального образования город Краснодар земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются в следующих размерах:

на территориях со сложившейся застройкой — от 300 до 800 квадратных метров;

на свободных от застройки территориях в соответствии с проектной документацией — от 800 до 1000 квадратных метров.

Однако, данный пункт отменен решением городской Думы гор. Краснодара от 24.06.2010 г. № 77 п. 7 «Об утверждении порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар».

Таким образом, в настоящее время действующим законодательством не установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в собственности у граждан (предоставленные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если: в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Главный специалист — эксперт, государственный регистратор Д.В. Мережко

Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

СТ 38 ГрК РФ.

1. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;

5) утратил силу с 1 января 2017 г.

1.1. В случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 — 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.

1.2. Наряду с указанными в пунктах 2 — 4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.

2.1. Предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства. Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства могут включать в себя требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства, требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.

Читайте так же:  Как оформить квартиру в собственность по дарственной

3. В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.

Комментарий к Ст. 38 Градостроительного кодекса РФ

1. Положения комментируемой статьи необходимо рассматривать в контексте земельного законодательства, поскольку ст.33 ЗК РФ также устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков в целях определения размера их предоставления впервые гражданам из государственной или муниципальной собственности. При приватизации земельных участков в порядке ст. 20-21 ЗК РФ указанная норма не подлежит применению. Такой вывод получал свое подтверждение и в правовых позициях Конституционного Суда РФ.

Указанные выше нормы ЗК РФ об установлении предельных размеров предоставляемых земельных участков из государственной или муниципальной собственности в свете комментируемой статьи следует понимать следующим образом. Ранее для юридических лиц, возводящих промышленные объекты, многоквартирные дома либо иные объекты капитального строительства не устанавливались на законодательном уровне принципы определения размеров таких земельных участков. Данный вопрос решался в соответствии с процедурой предварительного согласования мест размещения объектов и проектной документацией.

Применительно к размеру земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, соответствующие предельные размеры земельных участков определялись законами субъектов РФ, а размеры земельных участков для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – муниципальными правовыми актами.

[2]

С принятием ГрК РФ процедура определения максимальных и минимальных параметров и размеров изменилась хотя бы потому, что кодекс объединил определение предельных размеров земельных участков и параметров капитального строительства в единый комплекс. Теперь данные требования будут содержаться не в разрозненных нормативно-правовых актах разного уровня и юридической силы, а в градостроительном регламенте, входящим составной частью в правила землепользования и застройки. В свою очередь, правила землепользования и застройки должны разрабатываться с учетом положений, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации и субъектов РФ. Поэтому именно градостроительным регламентом и будут определены предельные размеры земельных участков и параметры строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.

Не смотря на это, земельное нормирование как таковое, безусловно, не исчезнет, но его сфера действия изменится. Сохранится в неизменном виде, например, земельно-правовое нормирование предельных размеров земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку для сельскохозяйственных угодий градостроительный регламент не устанавливается (ч.6 ст.36 ГрК РФ). Применительно же к другим предельным размерам, деятельность органов местного самоуправления будет скорректирована следующим образом. Если, например, градостроительным регламентом для соответствующей зоны малоэтажного строительства в поселении (сельском муниципальном образовании) предусмотрен минимальный размер земельного участка 0,06 га, а максимальный размер 0,15 га, то орган местного самоуправления в порядке ст.33 ЗК РФ может установить, например, что из муниципальной собственности в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участки за плату в размере 10 соток, а бесплатно – от 6 до 8 соток.

Как следует из ч.8 ст.36 ГрК РФ, если предельные размеры уже существующих земельных участков либо объектов капитального строительства не соответствуют градостроительному регламенту, то они сохраняются бессрочно, кроме случаев, когда использование таких участков и объектов опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

2. Наряду с предельными размерами земельных участков, комментируемая статья определяет и предельные параметры и виды размещения объектов недвижимости. Это означает, что в каждой территориальной зоне (или даже подзоне) определяются минимальные отступы от границ земельного участка (например, не менее 2 метров для малоэтажного жилого дома), предельное количество этажей или высота объекта (не выше 6 метров или максимум три этажа) и максимальный процент застройки площади земельного участка (например, должно быть застроено не более 75 % или ¾ от общей площади земельного участка).

Прогрессивность данного подхода к определению параметров и видов застройки земельного участка очевидна. Теперь гражданину либо юридическому лицу нет необходимости согласовывать с органом публичной власти все параметры застройки, поскольку он получает возможность выбрать их самостоятельно. Например, в вышеприведенном случае, гражданин сам вправе определить, что его индивидуальный жилой дом в зоне застройки малоэтажными жилыми домами будет включать два этажа, отступ от границы земельного участка будет составлять 4 метра, а максимальный процент застройки земельного участка составит 57 %. Такой выбор является правомерным и не будет зависеть от чьего-то «усмотрения».

3. Поскольку с крупных муниципальных образованиях (городских округах) могут существовать одинаковые территориальные зоны (например, в городе может быть не одна, а несколько зон застройки среднеэтажными домами или зон застройки индивидуальными жилыми домами), то предельные размеры земельных участков либо параметры разрешенного строительства (реконструкции) в каждой такой зоне могут различаться в силу исторических, архитектурных и иных традиций застройки отдельно взятого населенного пункта, в связи с чем все вышеуказанные показатели будут естественным образом варьироваться.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поэтому совершенно оправдано ч.3 комментируемой статьи определяет, что в пределах любой территориальной зоны могут быть установлены подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (то есть для них будет установлен одинаковый правовой режим). Однако для каждой такой подзоны будут различаться предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства (реконструкции). Следовательно, если в пределах городского округа установлено три подзоны застройки индивидуальными жилыми домами в соответствии с определенными видами разрешенного использования, то допустимо закрепление для каждой из них различных параметров минимальных отступов от границ земельных участков или максимального процента застройки в границах земельного участка.

Источники


  1. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.

  2. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.

  3. ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.
Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here