Уточнение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет

Рассмотрим следующий вопрос: "Уточнение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет". Если необходимы утонения, то обратитесь к дежурному специалисту.

Границы земельного участка необходимо уточнить: какие способы возможны на практике?

Несмотря на неоднократные попытки законодателя урегулировать и упорядочить земельные отношения, на сегодняшний день в этой сфере по-прежнему сохраняются серьезные противоречия. В частности, значительное число проблем связано с пересечением и наложением границ смежных земельных участков. Причины для подобных нестыковок могут быть самыми разными, однако результат один: рано или поздно собственники или владельцы таких земельных участков сталкиваются с необходимостью отстаивать свои интересы в суде. О способах установления границ земельных участков при их уточнении и подходах судов к разрешению соответствующих споров читайте в материале.

Впервые постановка земельных участков на кадастровый учет с определением местоположения их границ начала осуществляться с появлением Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (на сегодняшний день Федерального закона «О кадастровой деятельности», далее — Закон № 221-ФЗ). Одновременно появилась процедура уточнения границ земельного участка.

Уточнение местоположения границ — это комплекс работ и процедур, направленных на установление и юридическое закрепление границ земельного участка с определением координат характерных (поворотных) точек границ с нормативной точностью. Согласно п. 4 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства (утв. приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267) координаты характерных точек границ объектов землеустройства определяются с точностью не ниже точности картографической основы ЕГРН, принятой на территории, на которой размещается граница объекта землеустройства.

Уточнение местоположения границ земельных участков необходимо для фиксации реальных границ на местности и на практике позволяет решить следующие задачи:

предотвратить споры о границах земельных участков со смежными землепользователями;

получить разрешительную документацию при возведении объектов капитального строительства;

уменьшить риск признания возведенных построек самовольными (например, как установленных на недостаточном расстоянии от границы участка).

Согласно действующему законодательству уточнение местоположения границ является правом, а не обязанностью собственника, за исключением случаев приобретения земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов (п. 24 ст. 39.16 ЗК РФ).

Стоит также отметить, что уточнение местоположения границ земельного участка осуществляется при условии, что установленные в ЕГРН в отношении земельного участка сведения не соответствуют установленным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (п. 1 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», далее — Закон о госрегистрации недвижимости). Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90.

Таким образом, уточнение допускается не только в случае отсутствия в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, но и в случае, если их местоположение не соответствует установленным требованиям к точности (например, средней квадратической погрешности местоположения границ). И все же на практике, как правило, большинство споров возникает в первом случае.

Для определения границ используются любые возможные способы

Так, при уточнении местоположения границ земельных участков может выясниться, что фактическое местоположение границ земельного участка не соответствует сведениям из имеющихся правоустанавливающих или правоподтверждающих документов, либо границы накладываются на земельный участок смежного землепользователя, что влечет за собой необходимость разрешения спора в судебном порядке.

В соответствии с п. 10 ст. 22 Закона о госрегистрации недвижимости при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или, при отсутствии такого документа, исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Отметим, что содержание приведенной нормы (за исключением указания в перечне документов на проект межевания территории) соответствует ранее регулировавшему эти отношения п. 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона о госрегистрации недвижимости.

Таким образом, на сегодняшний день законодатель в порядке приоритетности определяет следующие способы установления границ земельных участков:

установление границ на основании сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок;

установление границ исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании;

[3]

установление границ в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

установление границ в соответствии с фактическим землепользованием (границами, существующими на местности пятнадцать и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения).

Росреестр в письме от 16.02.2016 № 19-00221/16 указал, что при отсутствии приведенных выше документов при определении местоположения границ земельных участков могут использоваться и другие документы: картографические материалы государственного кадастра, генеральный план территории, план садового товарищества, план БТИ и другие материалы.

Поскольку законодательством не определен точный перечень документов, подтверждающих права на земельный участок, а также документов, определяющих местоположение земельного участка при его образовании, а также принимая во внимание позицию Росреестра, у судов отсутствует единообразный подход относительно того, какими документами стоит руководствоваться при определении местоположения границ земельных участков.

В таблице приведены документы, на основании которых суды определяли местоположение границ при рассмотрении конкретных дел.

Анализ сложившейся судебной практики позволяет сделать вывод о том, что суды определяют местоположение смежных границ на основании проведенных по делу землеустроительных судебных экспертиз, при производстве которых эксперты предлагают варианты расположения границ исходя из представленных сторонами в материалы дела документов (планов границ земельных участков, решений госорганов о предоставлении земельных участков, генеральных планов территорий и др.).

Читайте так же:  Образец договора купли-продажи мебели между юридическими лицами

Фактическое землепользование — распространенный аргумент в суде

Несмотря на то что определение местоположения границ земельного участка в соответствии с фактическим землепользованием предполагает представление сторонами по делу суду доказательств фактического владения земельным участком в таких границах в течение не менее 15 лет (что в большинстве случаев является затруднительным), на практике суды могут устанавливать границы по текущему фактическому землепользованию, даже несмотря на наличие правоподтверждающих документов, либо определяющих местоположение границ земельных участков при их образовании (см., например, апелляционные определения Московского городского суда от 26.07.2017 по делу № 33-28286/2017, от 30.03.2016 по делу № 33-8509/2016, определения Ленинградского областного суда от 19.11.2015 № 33-5103/2015, от 19.08.2015 № 33-3943/2015).

В некоторых случаях местоположение границ земельного участка суды устанавливали, в первую очередь, с целью сохранения юридической площади земельных участков (то есть указанной в правоустанавливающих документах на земельный участок), с учетом расположения существующих построек (см., например, апелляционные определения Московского областного суда от 21.12.2015 по делу № 33-19822/2015, Ленинградского областного суда от 21.02.2018 № 33-1243/2018).

При обосновании избранного способа установления местоположения границ земельного участка суды иногда указывают также на то, что он соответствует общеправовому принципу справедливости, обеспечивает баланс прав и законных интересов каждой из сторон (см., например, Апелляционное определение Ленинградского областного суда от 06.06.2018 № 33-3170/2018), не применяя положения п. 10 ст. 22 Закона о госрегистрации недвижимости.

Таким образом, даже наличие правоподтверждающих документов, в которых отображается местоположение границ земельного участка, либо документов, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании, не гарантирует установление местоположения границ в судебном порядке в соответствии с указанными документами, поскольку суд может принять во внимание и иные обстоятельства (юридическую площадь земельных участков, наличие и расположение на нем построек, текущее фактическое землепользование и др.). И хотя в определенных случаях указанный подход судов можно считать справедливым, формально он противоречит требованиям п. 10 ст. 22 Закона о госрегистрации недвижимости.

Какие документы принимали суды для обоснования местоположения границ земельного участка? (таблица)

Реквизиты судебного акта

План границ, исполненный муниципальным унитарным предприятием до постановки участка на кадастровый учет

Постановление АС Волго-Вятского округа от 09.10.2015 № Ф01-3715/2015 по делу № А82-231/2014

Решения госорганов и местных администраций о предоставленных земельных участках, акт выбора земельного участка, решение Исполкома, постановление местной Администрации

Постановление АС Волго-Вятского округа от 21.06.2016 № Ф01-2165/2016 по делу № А31-9077/2014

План границ земельного участка — приложение к договору аренды земельного участка, заключенному на основании постановления главы города

Постановление АС Поволжского округа от 19.01.2016 № Ф06-6397/2013 по делу № А55-10470/2013

Государственный акт на право бессрочного пользования землей

Постановление АС Поволжского округа от 21.10.2015 № Ф06-859/2015 по делу № А57-21221/2013

Государственный акт на право пожизненного наследуемого владения

Постановление АС Северо-Кавказского округа от 30.11.2015 № Ф08-8037/2015 по делу № А32-29482/2013

Данные государственного акта и каталога координат к делу по отводу земельного участка

Постановление АС Северо-Кавказского округа от 28.04.2015 № Ф08-2382/2015 по делу № А32-33235/2013

Чертеж земельного участка, утвержденный главным архитектором города в 1992 г.

Постановление АС Центрального округа от 26.07.2016 № Ф10-2423/2016 по делу № А62-754/2015

Генеральный план, разбивочный чертеж, содержащий подтвержденное главным архитектором района описание границ землеотвода

Апелляционное определение Московского городского суда от 12.02.2018 № 33-6135/2018

План границ СНТ

Апелляционное определение Московского областного суда от 22.01.2018 по делу № 33-104/2018

Постановление главы Администрации

Апелляционное определение Московского областного суда от 26.03.2018 по делу № 33-319/2018

Апелляционное определение Московского городского суда от 06.04.2017 по делу № 33-13301/2017

Апелляционное определение Московского областного суда от 10.08.2016 по делу № 33-21672/2016

Выписка из протокола заседания Профкома от 1991 г.

Определение Московского городского суда от 11.10.2017 № 4Г-11641/2017

Схема, описание границ смежных земельных участков, входящие в состав кадастрового дела

Апелляционное определение Московского областного суда от 18.07.2016 по делу № 33-17971/2016

Апелляционное определение Московского городского суда от 14.06.2016 по делу № 33-22684/2016

Схема расположения земельных участков на плане части территории поселка

Постановление Президиума Ленинградского областного суда от 27.03.2018 № 44г-19/2018 по делу № 2-186/2017

Уточнение границ

Уточнение границ

Технический план

Постановка на кадастровый учет

Снятие с кадастрового учета

Уточнение границ земельного участка является процедурой необходимой, по причине того, что без уточнения границ, нельзя получить градостроительный план участка, а, следовательно, и разрешение на строительство, нельзя точно определить границу своего участка, а, следовательно, правильно установить забор и другие строения на своем участке. Кроме того, в необозримом будущем, участок без границ будет ограничен в гражданском обороте, т.е., его нельзя будет его продать, завещать или подарить.

Кадастровые работы по уточнению границ земельного участка проводятся аттестованными кадастровыми инженерами компании «Земля и Право», а в процесс уточнения границ включает в себя следующие этапы:

✔ Выезд кадастрового инженера на местность с целю установления координат земельного участка, съемки расположенных в границах участка объектов

✔ Сбор сведений о смежных земельных участках, заказ необходимых выписок ЕГРН и КПТ

✔ Подготовка актов согласования границ уточняемого земельного участка

✔ Формирование межевого плана уточняемого земельного участка в формате XML (запись на оптический диск)

✔ Передача Заказчику или в подразделение Росреестра межевого плана в целях внесения изменений в части границ и уточненной площади участка в кадастр объектов недвижимости.

Документы, которые потребуются от вас для уточнения границ земельного участка:

  • Свидетельство или выписка ЕГРН на земельный участок
  • Акты согласования границ (готовится кадастровым инженером)
  • Свидетельство или выписка ЕГРН на здания, расположенные на земельном участке (при наличии)
  • Нотариальная доверенность

Уточнение границ земельного участка: Порядок действий

Уточнение границ земельного участка

Изменения в законодательстве сделали обязательной процедуру межевания земельных участков, но, как показывает практика, далеко не все владельцы прошли эту процедуру. Вы решили купить землю? Рекомендуем позаботиться об уточнении его границ, иначе вместе с собственным участком вы рискуете приобрести граничные споры и тяжбы с соседями.

Читайте так же:  Как выписать из квартиры бывшего мужа без его согласия

Содержание:

Обратимся к закону

Прежде чем говорить о том, как и зачем проводится эта процедура, и почему так важно уточнить границы земли, посмотрим, что говорит об этом закон. Большинство вопросов, касающихся границ, регулируется ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости» и ФЗ №221 «О кадастровой деятельности».

По закону, под уточнением границ понимается процедура межевания, проведенная кадастровым инженером. Давайте разберемся в чем разница между межеванием и уточнением границ. С 2018 года межевание обязательно. Без установления границ землю нельзя поставить на кадастровый учет, с ней нельзя совершать никакие сделки. Но участки, которые относятся к категории ранее зарегистрированных, зачастую, так и не были размежеваны, так как отсутствие межевания не препятствует владению, особенно, если споров с соседями нет.

Когда земля выставляется на продажу, отсутствие межевания становится проблемой. Даже если сделка будет совершена, новому владельцу все равно придется межевать ее, так как иначе нельзя зарегистрировать право собственности. После уточнения границ вы получите документ, который нужно подать в Росреестр. На его основе в кадастр будут внесены изменения.

То есть, если участок стоит на кадастре, имеет кадастровый номер, но отсутствуют данные о его границах и местоположении (например, есть указание «границы не установлены»), нужно проводить уточнение.

Когда требуется уточнение границ

Самая частая ситуация – покупка участка со статусом «ранее учтенный». Этим термином как раз и определяются земли, которые мы приводили в пример – стоящие на учете и имеющие кадастровый номер. Просто на тот период, когда их ставили на Кадастр, не было обязательного требования проводить межевание.

Еще одной из причин того, что создалась путаная ситуация, является изменение способов установления границ. Например, до 2011 года границы определялись описательными методами. После того, как их стали устанавливать с использованием геодезических измерений, получилось, что в некоторых случаях смежные участки наслаиваются друг на друга. И даже если соседи не оспаривают исторически сложившуюся границу, единственный способ точно установить их – межевание.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отсутствие установленных границ может привести к сложностям и для продавца, и для покупателя. Строго по закону, таким участком можно пользоваться, но продать его нельзя, так как для совершения любых сделок с землей необходимо устанавливать границы. Все это справедливо не только в отношении сделок купли-продажи. Любая сделка с землей требует межевания и уточнения границ. Например, при вступлении в наследство вы обнаруживаете, что границы не установлены. Для завершения процедуры вам придется уточнить границы.

Среди других частых случаев, с которыми сталкиваются землевладельцы, можно отметить:

  • Споры с соседями. Соседи, владеющие смежными участками, могут годами спорить о том, кому и какая земля принадлежит. Единственный способ избавиться от спора – уточнение границ и обращение в суд, если проблема так и не будет решена.
  • Судебное разбирательство. Такая ситуация, зачастую, вытекает из предыдущей. Сосед обращается в суд, обвиняя вас в том, что вы незаконно прирезали себе его землю. Обычно в таких ситуациях суд принимает решение об уточнении границ. В самых сложных случаях – проведении землеустроительной экспертизы.
  • Обнаруженные ошибки. Ошибка может быть допущена в кадастре, например, после межевания были внесены неправильные или неточные данные. Также ошибку может допустить и кадастровый инженер, проводивший межевание. В этом случае ранние результаты признаются недействительными и проводится уточнение границ. Мы рекомендуем тщательно выбирать подрядчика для межевания или уточнения границ, так как ошибка, допущенная неопытным инженером, может принести с собой массу проблем.

Нет ни одного нормативно-правового акта, в котором указывается единый перечень документов, необходимых для проведения уточнения границ. Многое зависит от конкретной ситуации, а также целей, с которыми будет проведена процедура. Минимальный набор, который от вас запросят в любом случае, включает в себя:

  • Выписку из кадастра.
  • Правоустанавливающие документы (свидетельство или выписка).
  • Документы основания (если земля еще не является вашей собственностью, например, при наследовании).
  • Распоряжение об адресе.

Так как пакет документов может отличаться в каждом конкретном случае, рекомендуем сначала проконсультироваться со специалистом. В компании «Геомер групп» вы можете получить бесплатную консультацию эксперта. Он рассмотрит ваш случай и даст вам конкретные рекомендации.

На перечень документов влияют и другие факторы: вид разрешенного использования, особенности местности и многое другое. Поэтому некоторые документы приходится заказывать из архивов. Это еще один фактор в пользу того, чтобы сначала получить консультацию. Когда вы подаете неполный пакет документов, вам все равно откажут, и придется собирать недостающую документацию. Все это может очень сильно затянуть процесс.

Как проводится процедура

Уточнение границ – это кадастровая процедура, поэтому ее может выполнять только специалист, имеющий лицензию. Когда вы решаете обратиться к частному специалисту, обязательно проверяйте его лицензию и историю профессиональной деятельности на сайте Росреестра. Если вы увидите там информацию о том, что у кадастрового инженера было много отказов, это повод задуматься о его профессионализме.

Внимание! Если кадастровый инженер допускает ошибку, он несет за нее ответственность, но для вас это грозит повторным проведением процедуры, потерей времени, а иногда и средств.

[2]

Поэтому мы рекомендуем обращаться в геодезические компании. Сотрудничая с компанией «Геомер групп», вы можете быть уверены в том, что:

  • Кадастровый инженер имеет все необходимые лицензии и допуски.
  • Благодаря опыту специалистов, которые у нас работают, риск ошибки сведен к минимуму, но, если такая ситуация происходит, мы полностью возьмем на себя ответственность.
  • Все замеры будут точными, так как мы используем собственное геодезическое оборудование, которое проходит все необходимые проверки.
  • Все требования закона будут соблюдены в полной мере, и в случае возникновения споров с соседями вы сможете доказать свою правоту.
Читайте так же:  Консультация юриста в москве и московской области бесплатно

Уточнение границ – процесс, который проводится по простому и понятному специалисту алгоритму. После процедуры и внесения изменений в Кадастр, вы сможете в полной мере распоряжаться вашей собственностью.

Процедура уточнения границ проходит в несколько шагов:

  • Обращение в геодезическую компанию. На этом этапе в компании «Геомер групп» вы получите консультацию по вашему случаю, специалист подскажет, какие документы нужны.
  • Подготовка пакета документов. Если вы заранее проконсультировались с экспертом, можно заранее собрать все необходимые документы.
  • Составление сметы работ. Наши сотрудники проанализируют ситуацию и составят смету. Сотрудничая с нами, вы всегда знаете, из чего складывается стоимость работ.
  • Заключение договора и подготовка технического задания.
  • На основании техзадания кадастровый инженер проведет процедуру уточнения границ.
  • Вы получите на руки итоговые документы, на основании которых в кадастр будут внесены изменения.

Внимание! Уточнение границ затрагивает интересы ваших соседей, поэтому их нужно уведомить о дате приезда кадастрового инженера. Соседи имеют право присутствовать на процедуре, но если они не явились, установление границ будет все равно проведено в их отсутствие.

Особенно важно соблюсти требования закона в вопросе уведомления соседей в том случае, если процедура уточнения границ была спровоцирована граничными спорами.

Кадастровые работы также проводятся в три этапа:

  • Аналитический. На этом этапе кадастровый инженер анализирует сведения об участке, имеющиеся в открытом доступе и тех документах, которые вы предоставили.
  • Полевой. В указанную дату специалист приедет на участок и сделает обмеры и установление координат поворотных точек. Все обмеры проводятся с использованием геодезического оборудования, которое должно обеспечивать установленную стандартами точность.
  • На последнем этапе кадастровый инженер подготовит межевой план и составит свое заключение.

Доказательством того, что соседи согласны с установленными границами, является акт согласования. Акт согласования должны подписывать не все соседи. Например, смежный с вами участок был ранее отмежеван и в Кадастре есть данные о его границах, координатах, площади. В этом случае сосед не должен подписывать акт согласования. Подпись соседей на акте нужна в том случае, если смежные земли имеют статус «ранее учтенные» или еще не стоят на кадастровом учете. Подписать акт может собственник или его представитель.

Также акт согласования подписывает представитель местного муниципалитета и кадастровый инженер, проводивший уточнение границ. Этот документ является неотъемлемой частью межевого плана.

Документы готовы. Что дальше?

Следующий шаг – это внесение данных в кадастр. Для этого электронная копия документов передается в Росреестр. Это может сделать кадастровый инженер или владелец земли. Если вам не хочется тратить время на дополнительные бюрократические процедуры, можете заключить с нами договор на полный комплекс услуг.

Межевой план является документом, на основании которого специалисты Росреестра примут решение о внесении изменений в Кадастр. В случае положительного решения вы получите акт и кадастровую выписку.

Если вам отказали придется устранять ошибки. Для этого нужно вновь обратиться в ту же геодезическую компанию. Кадастровый инженер должен уточнить данные и устранить допущенные ошибки. Мы еще раз обращаем ваше внимание на то, насколько важно правильно выбрать подрядчика. Устранение ошибок потребует дополнительного времени.

Сколько времени нужно для уточнения границ

Сроки уточнения границ могут варьироваться в диапазоне от 15 дней до нескольких месяцев. Они зависят от разных факторов, но есть сроки, на длительность которых никто не может оказать воздействия, так как они установлены законом.

Это касается сроков внесения изменений в Кадастр. Если вы решили подавать документы в Росреестр самостоятельно, к этому сроку нужно добавить еще 2-3 дня. Это связано с тем, что документы сейчас подаются через многофункциональный центр, а время на принятие решения отсчитывается не от даты подачи документов в МФЦ, а от даты их получения сотрудниками Росреестра.

Сколько стоит процедура

Стоимость уточнения границ также зависит от разных факторов:

  • Местоположение участка.
  • Его размеры.
  • Сложность конфигурации участка.
  • Сложность выполняемых работ (например, в случае с многоконтурными участками).

Узнать цены на уточнение границ в компании «Геомер групп» можно по телефону +7 (495) 725-16-08 или заказав обратный звонок.

Уточнение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 февраля 2016 г. № 19-00221/16 О государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка

Управление обеспечения кадастровых и землеустроительных работ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев в рамках установленной компетенции обращение, поступившее в Росреестр из Минэкономразвития России, сообщает.

В связи с отсутствием сведений об объекте недвижимости: об адресе, местоположении, кадастровом номере земельного участка, рассмотреть обращение по существу не представляется возможным.

Вместе с тем, по затронутым в обращении вопросам полагаем необходимым отметить следующее.

Согласно статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, учете части земельного участка или государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением должен быть представлен межевой план. Форма межевого плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 (далее — приказ № 412).

На основании части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется, исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа — из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Читайте так же:  Как пишется претензия на возврат товара после ремонта

В соответствии с пунктом 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом № 412 (далее — Требования), выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».

При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет (далее — картографические материалы). Кроме того, полагаем, в случае отсутствия картографических материалов государственного кадастра при проведении кадастровых работ, кадастровый инженер в том числе может использовать сведения, подтверждающие нахождение объекта недвижимости, в виде картографических материалов более мелкого масштаба, а также иной вспомогательный материал, который не противоречит результатам проведенного межевания — генеральный план территории, план садового товарищества, план БТИ и другие материалы.

Вместе с тем в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:

описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, забор);

сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

Кроме того, согласно пункту 21 Требований при необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Также в качестве справочных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков 15 и более лет, могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы межевых (землеустроительных) дел из государственного фонда данных; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.

В свою очередь наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав приложения к межевому плану не включаются.

Учитывая изложенное, требования органа кадастрового учета правомерны.

При этом согласно части 3 статьи 38 Закона о кадастре, если в соответствии со статьей 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. Порядок согласования местоположения границ земельных участков регламентирован статьями 39, 40 Закона о кадастре.

Вместе с тем, по мнению УОКЗР, подтверждением правомерности определенного кадастровым инженером местоположения границ земельного участка являются подписи заинтересованных лиц, содержащиеся в акте согласования местоположения границ земельного участка, оформленном в соответствии с положениями статьи 40 Закона о кадастре.

Начальник
Управления обеспечения
кадастровых и землеустроительных работ
Д.А. Молоденков

Обзор документа

При постановке на кадастровый учет, а также уточнении местоположения границ земельного участка в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением должен быть представлен межевой план.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется по документам, подтверждающим право на земельный участок. При их отсутствии местоположение границ определяется с использованием карт (планов), подтверждающих фактическое местоположение границ на местности 15 и более лет. В случае их отсутствия можно использовать картографические материалы более мелкого масштаба, план садового товарищества, план БТИ и др.

В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы материалы картографо-геодезического фонда, или землеустроительная документация, хранящаяся в госфонде данных. Также в качестве справочных документов могут быть использованы ситуационные планы в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках; материалы межевых (землеустроительных) дел; материалы лесоустройства; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (генеральные планы) и иные документы.

Уточнение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет

Если границы участка в Москве не уточнены, Департамент городского имущества города Москвы (ДГИ) не заключит с вами договор аренды земли, даже взамен истекшего старого, не даст выкупить участок в собственность, не даст перераспределить участок или объединить его с другими участками.

Чтобы проверить, требуется ли межевание участка, нужно посмотреть выписку из ЕГРН. В выписке посмотрите раздел «особые отметки». Если границы не уточнены, в выписке будет указано. что граница не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, как на рисунке ниже:

Кроме того, посмотрите, какие значения точности указаны в 5-й колонке раздела «3.2» выписки. Требуемая точность определения границ земельных участков в Москве — 0.10 м. Если точность ниже (цифра больше 0.10), или написано «данные отсутствуют», участок не уточнен, даже если в «особых отметках» ничего не написано.

Читайте так же:  Как вернуть или обменять качественный товар
Видео (кликните для воспроизведения).

Изредка в Москве бывает ситуация, когда у участка вообще нет границ. Обычно это участки в новой Москве, либо участки в частной или федеральной собственности. Такие участки тоже нужно уточнять. Самый быстрый способ проверить, есть ли границы участка — вбить его кадастровый номер в поиск на публичной кадастровой карте. Если на публичной карте вы видите контур земельного участка, то границы участка определены, и вам нужно заказать выписку из ЕГРН, чтобы проверить точность.

Министерство экономического развития
Российской Федерации

О порядке уточнения местоположения границ земельного участка

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22.02.2013 № ОГ-Д23-701

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел обращение от 25 января 2013 г., поступившее на портал Минэкономразвития России, о порядке уточнения местоположения границ земельного участка и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Кроме того, информации, содержащейся в обращении, недостаточно для подготовки ответа по существу (в том числе отсутствуют регистрационные номера заявлений о государственном кадастровом учете объекта недвижимости, представленных в орган кадастрового учета, реквизиты решений об отказе (приостановлении) осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости, принятых органом кадастрового учета).

Вместе с тем, полагаем возможным по затронутому в обращении вопросу отметить следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) государственный кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее — уточнение границ земельного участка). При кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка (далее — смежный земельный участок), орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка.

Исходя из части 7 статьи 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Учитывая изложенное, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:

— при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;

— в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

— в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);

— при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.

Таким образом, в случае, если в результате выполнения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка на ранее установленной части границ смежного земельного участка образована новая характерная точка, то, по мнению Департамента недвижимости, образование такой характерной точки не влечет уточнения местоположения части границ смежного земельного участка.

При этом, если при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка и установлении границ со смежным земельным участком образуется новая характерная точка, не совпадающая с ранее установленной границей, при образовании которой изменяется (уточняется) часть границ смежного земельного участка, то в реквизит 6 раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана включаются сведения о таком смежном земельном участке и межевой план должен содержать сведения о проведении процедуры согласования местоположения границ земельного участка, в порядке, предусмотренном статьей 39 Закона о кадастре.

Также сообщаем, что приказом Минэкономразвития России от 17 августа 2012 г. № 518 «О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке», вступающим в силу с 17 апреля 2013 г., установлена, в том числе, точность определения координат характерных точек границ земельного участка.

Пунктом 39 Требований к подготовке межевого плана земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412, установлено, что значения координат, в том числе, характерных точек границ земельных участков (частей земельных участков) в межевом плане указываются в метрах с округлением до 0,01 метра.

С учетом изложенного, «точность округления координат» действующими положениями нормативных правовых актов в области кадастрового учета и кадастровой деятельности не предусмотрены.

Источники


  1. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 464 c.

  2. Корпоративное право. Актуальные проблемы. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 242 c.

  3. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. — М.: Окей-книга, Рипол Классик, 2016. — 144 c.
Уточнение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here