Закон о защите прав потребителей услуг жкх

Рассмотрим следующий вопрос: "Закон о защите прав потребителей услуг жкх". Если необходимы утонения, то обратитесь к дежурному специалисту.

Вопрос: Распространяется ли на деятельность ТСЖ законодательство о защите прав потребителей? («Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 8, август 2013 г.)

Распространяется ли на деятельность ТСЖ законодательство о защите прав потребителей?

Законодательство о защите прав потребителей распространяется на связанные с управлением МКД отношения между ТСЖ и собственниками помещений независимо от их членства в товариществе.

Обоснование. Как указано в п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17, отношения, в качестве одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой стороной которых является организация либо ИП (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, признаются отношениями, регулируемыми ГК РФ, Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Согласно п. 7 того же постановления Пленума ВС РФ законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с ТСЖ, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в данных организациях. На отношения по поводу предоставления ТСЖ гражданам, в том числе членам этих организаций, платных услуг (работ) названный закон распространяется.

бухгалтерский учет и налогообложение»

1 августа 2013 г.

[3]

«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 8, август 2013 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Права потребителей в сфере ЖКХ

Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства является одной из важнейших проблем.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителя на оказанные услуги ( работы) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, получение информации об услугах ( работах), об их исполнителе.

В соответствии со статьей 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан потребителю оказать услугу, качество которой соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» содержат положение о том, что исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (качественная вода, своевременный вывоз мусора и т. д.).

Обеспечивая качество предоставляемых потребителю услуг, исполнитель обязан обеспечить и их безопасность ( статья 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее пользования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращения причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными (своевременный вывоз мусора или чистка мусоропровода, выполнение ремонта с использованием качественных и безопасных строительных материалов и т. д.).

Кроме этого, одной из основных обязанностей исполнителя является обязанность по предоставлению полной и достоверной информации о себе и о предоставляемых услугах.

Объем и перечень информации для потребителя определен статьями 8, 9, 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с пунктом 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах потребитель услуг ХКХ имеет право на:

— получение в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества;

— снижение платы за жилищные и коммунальные услуги услуги в случае их некачественного , неполного или несвоевременного предоставления , на прекращение оплаты коммунальных услуг за время перерывов, превышающих установленный срок;

— принятия решения об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета;

— получение от исполнителя сведений о правильности начисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги;

— требовать от исполнителя возмещение убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.В случае неудовлетворения исполнителем законных требований потребитель вправе обратиться в суд Такие вопросы могут быть рассмотрены только судом по правилам гражданского судопроизводства, установленным ч. 1 ст. 11 Гражданского Кодекса РФ. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» для защиты своих прав и взыскания с исполнителя понесенных расходов и убытков потребители вправе обратиться в суд по своему выбору по месту своего жительства, по месту нахождения ответчика, по месту заключения или исполнения договора.

Статья 20 Жилищного кодекса РФ закрепляет, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Основная часть контрольно-надзорных полномочий за сферой ЖКХ передана Государственной жилищной инспекции.

В соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02ю2013 года № 493 Госжилинспекция (территориальный отдел) надзирает за соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к:

— жилым помещениям, их использованию и содержанию;

— содержанию общего имущества в многоквартирном доме;

Читайте так же:  Возврат денег за товар

— порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийными подлежит сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации Положением;

— выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

— установлению размера платы за содержание и ремонт помещения;

— предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

— определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;

— обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;

[1]

— деятельности специализированных некоммерческих организаций по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

— порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договора, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

Видео (кликните для воспроизведения).

— формированию фондов капитального ремонта и других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Версия для печати Версия для MS Word Защита прав потребителей

(c) Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, 2006-2019 г.

Адрес: Республика Крым, г.Симферополь, ул.Набережная, 67

Закон о защите прав потребителей услуг ЖКХ

При некачественном оказании услуг жители многоквартирных домов имеют право бороться за свои права. Для борьбы за права законом предусмотрена защита прав потребителей услуг ЖКХ.

Первым шагом разрешения спора является предъявление претензии и получение ответа от противоположной стороны.

Следующим этапом станет судебное разбирательство, которое можно вести параллельно с направлением жалобы в различные инстанции, которые контролируют работу системы УЖХ.

Какими законами регламентирована защита установленных прав пользователей коммунальных услуг?

Статья 4 Жилищного кодекса РФ гласит, что участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, живущие в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации, муниципальные образования.

При подаче жалобы потребителями в контролирующие органы на жилищно-коммунальное хозяйство надо руководствоваться основными документами:

  • Законом № 2300-1 РФ «О защите прав потребителей», подписанным 7 февраля 1992 года
  • Статьями Гражданского кодекса РФ
  • Жилищным кодексом Российской Федерации

Кроме этих законодательных документов, имеются постановления Правительства РФ:

Как правильно написать претензию?

О том, как действовать, если продавец отказывается принимать претензию, читайте тут.

Эти правила постоянно обновляются и дополняются.

Права и обязанности потребителей предоставляемых ЖКХ услуг

Многие жильцы недовольные оказанием услуг работниками жилищно-коммунального хозяйства, пишут на жалобы с претензиями на действия коммунальщиков.

Перед подачей жалобы на работу ЖКХ надо изучить закон «О защите прав потребителей». С полным перечнем услуг можно ознакомиться на официальном сайте ЖКХ. Они постоянно подвергаются изменению и дополнению.

Основные права для жильцов остаются без изменения:

  • Работники коммунального хозяйства должны предоставлять услуги надлежащего качества и в полном объеме
  • УЖХ имеет право требовать от жильцов сведения для расчета платы за оказанные услуги по установленным тарифам и коэффициентам;
  • Имеют право провести проверку качества оказанных специалистами услуг;
  • Требовать возмещения нанесенного жильцами вреда и ущерба.
  • Потребители (жильцы) должны знать свои обязанности.

А именно:

  • При выявлении неисправностей сантехнических сооружений и электропроводок, аварий должны довести до сведения поставщиков коммунальных услуг;
  • Не оказать препятствия во время проведения проверки коммунальщиками;
  • Пускать проверяющих в жилые помещения для снятия данных со электро-газовых и водяных счетчиков;
  • Своевременно оплачивать услуги по показаниям со счетчиков в установленные сроки;
  • Сообщать представителя коммунальных услуг о количестве проживающих в квартире граждан.

Для жильцов многоквартирных домов, пользующихся услугами ЖКХ, имеется ряд запретов:

  • Нельзя снимать со счетчиков пломбы;
  • Запрещается использование бытовых приборов, суммарно превышающих нагрузку на электрическую сеть;
  • Запрещается отключение или демонтаж обогревательных приборов;
  • Подключение приборов в обход системы учета потребления.

По каким причинам можно жаловаться на услуги, оказываемые ЖКХ?

  • шифер треснул, крыша дома протекает или не убрали с нее снег, пора провести техническое обслуживания, но заявление на ремонтные работы не принимают;
  • нанесли ущерб из-за бездействия работников УЖХ, а возместить убыток не собираются;
  • не вывозятся бытовые отходы жидкого характера;
  • не производят уборку в подъездах;
  • требуют оплату за слесарные работы, которые должны производиться бесплатно в соответствии с договором;
  • не делается перерасчет за оказание услуг УЖХ не в полной мере;
  • нет перерасчета по заявлению о приостановке предоставления услуг;
  • не обращают внимания на заявления по водоснабжению и по поставке тепла, которые оказываются в недостаточном объеме или несоответствующем по стандарту качестве и т.д.

Следовательно, написать жалобу с претензиями на работу УЖХ можно по любым нарушениям пунктов договора, который заключают собственники квартир многоквартирных домов и управляющая компания УЖХ.

Инфотека по защите прав потребителей

Услуги ЖКХ

Размещен: 01.11.2013 г.

[2]

ГРАЖДАНИН-ПОТРЕБИТЕЛЬ УСЛУГ ЖКХ

Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) является одной из важнейших проблем.

В настоящее время отношения с участием потребителей в сфере ЖКХ регулируются целым рядом основных нормативных правовых документов:

Пленум Верховного суда РФ в своём постановлении от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указал, что законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях .

Закон «О защите прав потребителей» распространяется только на отношения по поводу предоставления вышеуказанными организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ).

Например, если уставом ТСЖ предусмотрена обязанность обеспечивать оказание платных коммунальных услуг гражданам, то на отношения, возникающие по поводу предоставления этих услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов

потребитель — лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

исполнитель — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (управляющая компания, ТСЖ, жилищный кооператив и т.д.).

В соответствии со статьей 4 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан потребителю оказать услугу, качество которой соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов содержат положение о том, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (качественная вода, своевременный вывоз мусора или чистка мусоропровода).

Обеспечивая качество предоставляемых потребителю услуг, исполнитель обязан обеспечить и ее безопасность (статья 7 Закона «О защите прав потребителей»). Потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях её использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными (своевременный вывоз мусора или чистка мусоропровода, выполнение ремонта с использованием качественных строительных материалов и т.д.).

Кроме этого, одной из основных обязанностей исполнителя является обязанность по предоставлению полной и достоверной информации о себе и о предоставляемых услугах.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию:

Надзор в сфере ЖКХ

Что касается организации контроля и надзора в сфере ЖКХ, то хотелось бы обратить внимание потребителей на вступившие в силу изменения в жилищном законодательстве.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 20 Жилищного кодекса РФ закрепляет, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Основная часть контрольно-надзорных полномочий за сферой ЖКХ в городе Москве передана Государственной жилищной инспекции и его территориальным органам (Инспекции жилищного надзора в административных округах г.Москвы).

В соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 493) Госжилинспекция (территориальные органы) надзирает за соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:

а) обязательных требований к:

б) других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Кроме государственного жилищного надзора Жилищный кодекс РФ закрепляет еще и муниципальный жилищный контроль.

Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

При этом полномочия органов государственного и муниципального жилищного надзора (контроля) сами по себе не заменяют и не ограничивают соответствующие полномочия территориальных органов Роспотребнадзора (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ) по осуществлению в жилищной сфере федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (статья 40 Закона «О защите прав потребителей»).

В настоящее время Роспотребнадзор рассматривает жалобы граждан в сфере ЖКХ на:

  • нарушения права потребителей на получение полной и достоверной информации об исполнителе и оказываемых им жилищно-коммунальных услугах (ст. 8 — 11 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»);
  • нарушения требований (в том числе обязательных) к качеству и безопасности предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (ст. 4, 7 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»);
  • включение в договор условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными действующим законодательством, в т.ч. навязывание платных дополнительных услуг, обусловливание оплаты (приобретения) одних услуг обязательной оплатой (приобретением) иных и т.д. (ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»).

Закон о защите прав потребителей в сфере ЖКХ (Борисова К.О.)

Дата размещения статьи: 01.08.2014

Распространяется ли на правоотношения, связанные с выполнением УК обязанностей по содержанию общего имущества в МКД, законодательство о защите прав потребителей? На этот вопрос Президиум ВС РФ дал утвердительный ответ. Аргументы представлены в статье.

Позиция Президиума ВС РФ

Вопрос 3 из Обзора судебной практики ВС РФ за IV квартал 2013 г. созвучен тому, который вынесен в преамбулу. При ответе на него судьи опирались на следующие нормы права:
— на преамбулу к Закону о защите прав потребителей , согласно которой данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями , продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг);
— на ст. ст. 161 и 162 ЖК РФ, раскрывающие суть договора управления и объем обязательств УК при управлении МКД.
———————————
Утвержден Президиумом ВС РФ 04.06.2014.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1.
Гражданами, имеющими намерение заказать или приобрести либо заказывающими или приобретающими работы или услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Организациями независимо от организационно-правовой формы, выполняющими работы или оказывающими услуги потребителям по возмездному договору.

Исходя из содержания названных норм, судьи пришли к выводу, что граждане — собственники помещений в МКД являются потребителями услуг, оказываемых им УК по возмездному договору управления. Следовательно, на отношения, возникающие между собственниками и УК, Закон о защите прав потребителей распространяется в полной мере.
В качестве дополнения судьи напомнили, что Закон о защите прав потребителей также охватывает взаимоотношения ТСЖ (ЖСК и т.д.) и граждан, в том числе членов этих организаций, в части оказания (выполнения) платных услуг (работ).

Таким образом, можно смело утверждать, что в случае, когда договор управления заключен УК непосредственно с собственником помещения, взаимоотношения сторон по данному договору подлежат специальному регулированию не только со стороны ЖК РФ и отраслевых подзаконных актов, но и со стороны Закона о защите прав потребителей.
А что если УК привлечена к управлению домом не собственниками, а иными заинтересованными лицами? Как в этом случае определить, попадают ли договорные отношения в сферу действия названного Закона? Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо рассмотреть каждый договор в отдельности. Для этого выделим два основных типа договоров, с применением которых УК осуществляет свою профессиональную деятельность. Первый — договор управления, второй — договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД.

Договор управления МКД

Договор управления МКД в зависимости от конкретной ситуации может быть заключен между УК и (п. 2 ст. 162 ЖК РФ):
— собственниками помещений в МКД;
— органами управления ТСЖ, ЖК или иного специализированного потребительского кооператива;
— лицами, принявшими от застройщика помещения в доме по передаточному акту или иному документу о передаче;
— застройщиком.
Независимо от того, кто из перечисленных лиц является заказчиком по договору управления, обязанностью УК по такому договору признается оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и лицам, пользующимся помещениями в этом доме.
Одновременно в силу п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией именно она несет ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, предусмотренных договором и законом.
Поговорим о каждом из таких договоров подробнее.

Договор с собственниками помещений в МКД

Договор управления между УК и собственниками помещений в МКД может быть заключен, когда:
— на общем собрании собственники помещений в МКД определили способ управления домом (управление управляющей организацией), выбрали УК и заключили с ней соответствующий договор;
— собственники не выбрали или не реализовали способ управления домом, поэтому орган местного самоуправления (ОМСУ) по результатам проведения открытого конкурса определил УК, заключение договора с которой обязательно для всех собственников (п. 5 ст. 161 ЖК РФ).

Любопытный факт. По ряду причин мы не беремся утверждать, что заключение договора управления между собственниками и УК по инициативе ОМСУ можно считать выбором соответствующего способа управления. Ведь в п. 3 ст. 161 ЖК РФ прямо говорится о том, что способ управления МКД определяется на общем собрании собственников помещений в доме. В данном случае таковое не проводится. Одновременно в п. 6 ст. 161 ЖК РФ сформулировано следующее правило: за месяц до окончания срока действия договора управления, заключенного собственниками с УК в результате проведения открытого конкурса, ОМСУ созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления МКД, если такое решение ранее не было принято в соответствии с п. 3 ст. 161 ЖК РФ.

Несмотря на то что в первом случае собственники помещений в МКД заключают договор управления, реализуя свое право на выбор способа управления домом, а во втором — заключают договор с УК, подчиняясь требованию закона и ОМСУ, на сущности договорных отношений собственников и УК это никак не сказывается. Следовательно, даже если договор управления заключен собственниками «вынужденно» в силу требований п. 5 ст. 161 ЖК РФ, правоотношения по такому договору подпадают под действие Закона о защите прав потребителей.

Договор с органами управления ТСЖ

Договор управления между УК и ТСЖ (ЖСК и т.д.) возможен, если в доме реализован способ управления в виде управления товариществом, но при этом принято решение о необходимости привлечения УК в целях надлежащего содержания общего имущества и предоставления коммунальных услуг (пп. 1 п. 1 ст. 137 ЖК РФ). Подчеркиваем, что даже после заключения договора с УК способ управления таким домом не меняется. Этот вопрос решен на уровне Президиума ВАС РФ еще три года назад (Постановление от 22.03.2011 N 11333/10).
———————————
Правлением или председателем правления, общим собранием членов ТСЖ или общим собранием собственников — вопрос дискуссионный (см. Постановление ФАС ПО от 14.01.2014 по делу N А72-7929/2012).

Важное дополнение. Согласно п. 6.1 ст. 155 ЖК РФ в случае заключения ТСЖ (ЖСК и т.д.) договора управления МКД потребители коммунальных услуг в этом доме вносят плату за них управляющей организации, если, конечно, собственники не перешли на прямые расчеты с РСО.

Мы находим эти разъяснения актуальными до сих пор.
В свою очередь, в силу п. 13 новых Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается посредством заключения с РСО договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям. Таким образом, в домах, где созданы ТСЖ (ЖСК и т.д.), которые привлекают УК по договору управления, исполнителем коммунальных услуг следует считать именно управляющую организацию. Это подтверждается и содержанием п. 15 новых Правил о начале и прекращении предоставления коммунальных услуг потребителям со стороны ТСЖ.
Таким образом, и в части предоставления коммунальных услуг договор управления между УК и ТСЖ (ЖСК и т.д.) находится в сфере действия Закона о защите прав потребителей.

Договор с застройщиком и лицами, принявшими от него помещения в доме

Что касается заключения УК договоров управления с застройщиком или лицом, принявшим от него помещения в доме по передаточному акту (иному документу), необходимо отметить следующее.
Управление новостройками регулируется отдельными положениями ЖК РФ. Согласно п. 13 ст. 161 ЖК РФ по факту ввода МКД в эксплуатацию (в течение 20 дней) ОМСУ инициирует проведение открытого конкурса по отбору УК для этого дома. Лица, принявшие помещения в доме, уведомляются о результатах конкурса, так как они обязаны заключить с УК — победительницей конкурса договор управления.
Очевидно, что данная ситуация аналогична той, которая имеет место при заключении договора управления между собственниками помещений и УК в результате проведения ОМСУ открытого конкурса по отбору управляющего для МКД. Путь, который привел каждую из сторон договора управления к его заключению, никакой роли не играет. Важно лишь то, что в указанных правоотношениях заказчик является гражданином, приобретающим у профессионального участника рынка жилищно-коммунальных услуг работы и услуги для личных нужд. Это означает, что договор управления и в этом случае подпадает под действие Закона о защите потребителей.

Любопытный факт. В ситуации, которая описана в данном разделе статьи, также преждевременно говорить о том, что в построенном доме выбран в порядке, установленном п. 3 ст. 161 ЖК РФ, какой-либо способ управления из трех возможных.

До заключения обозначенных выше договоров управление домом осуществляет либо сам застройщик, либо УК, с которой он в течение пяти дней с момента ввода МКД в эксплуатацию заключил договор управления (п. 14 ст. 161 ЖК РФ). При этом плату за жилое помещение и коммунальные услуги потребители (лица, принявшие помещения по акту) вносят в полном объеме именно управляющей организации (п. 7.4 ст. 155 ЖК РФ).
Срок действия такого договора не может превышать трех месяцев (п. 5 ст. 162 ЖК РФ). Предполагается, что за это время ОМСУ проведет все необходимые мероприятия по отбору УК для нового дома, и в итоге будет заключен «прямой» договор между УК и лицами, принявшими от застройщика помещения в доме по передаточному акту (иному документу).
Озвученные законоположения позволяют предположить, что и в этой системе правоотношений УК обязана руководствоваться требованиями Закона о защите прав потребителей.

Договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД

Такой договор заключается между УК и (ст. 164 и пп. 1 п. 1 ст. 137 ЖК РФ):
— собственниками помещений в МКД;
— органами управления ТСЖ, ЖК или иного специализированного потребительского кооператива.
Уделим внимание каждому из этих двух случаев.

Договор с собственниками помещений в МКД

Договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества между УК и собственниками помещений в МКД может иметь место, если:
— на общем собрании собственники помещений в МКД (с количеством квартир, превышающим 12) в качестве способа управления домом выбрали непосредственное управление, определили УК и заключили с ней договор данного вида, что обязательно в силу п. 1.1 ст. 164 ЖК РФ;
— на общем собрании собственники помещений в доме (с количеством квартир, не превышающим 12) выбрали в качестве способа управления непосредственное управление, определили УК и заключили с ней договор данного вида, что необязательно в силу ЖК РФ, но возможно с учетом положений о свободе договора (ст. 421 ГК РФ).
Совершенно очевидно, что на правоотношения данного рода в полной мере распространяются положения Закона о защите прав потребителей.

Договор с органами управления ТСЖ

Договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества между УК и ТСЖ (ЖСК и т.д.) возможен в силу пп. 1 п. 1 ст. 137 ЖК РФ, как и договор управления. Однако в данном случае ТСЖ (ЖСК и т.д.) не только воплощает выбранный способ управления домом, но и выступает в качестве полноценного управляющего МКД, который исполняет свои отдельные функции путем привлечения третьих лиц. Полагаем, что в этой ситуации отношения сторон договора между УК и ТСЖ (ЖСК и т.д.) не подчинены законодательству о защите прав потребителей.

В статье рассмотрены два правовых основания, по которым УК может быть причастна к управлению МКД, — это договор управления домом и договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Положения ЖК РФ и нормативных актов, изданных в его исполнение, по мнению автора, дают основания полагать, что при осуществлении деятельности по договору управления УК всегда находится в поле действия Закона о защите прав потребителей (независимо от того, кто является заказчиком по договору). Деятельность, связанная исключительно с оказанием услуг и (или) выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества, осуществляемая по одноименному соглашению, подпадает под действие Закона о защите прав потребителей только в случае заключения такого договора с собственниками помещений в МКД в рамках реализации ими непосредственного управления домом.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Судебная практика защиты прав потребителей в сфере ЖКХ

Защита прав, которые связаны с ЖКХ, отличается рядом особенностей.

Распространение на потребителя, который использует данные услуги в своих личных целях. Такой потребитель является конечным, а именно потребителями в данном случае не могут выступить всякого рода посредники, которые получили услуги от ЖКХ и в дальнейшем их реализовывают.

Потребитель, который использует услуги ЖКХ, не имеет возможности использовать защиту своих законных прав ограниченно. В частности, в случае если поставщиком оказана некачественная услуга, потребитель не может отказаться от исполнения условий заключенного договора.

Потребитель имеет возможность защищать свои права посредством двух форм – либо досудебная стадия урегулирования споров либо судебное разбирательство.

На досудебной стадии решения спорных вопросов потребитель составляет претензию и направляет ее поставщику, который оказывает услуги ЖКХ, а также контролирующие органы, в частности Роспотребнадзор. Однако стоит отметить, что более эффективной считается защита прав посредством суда.

Особенности судебного решения вопроса о ЗПП в сфере жилищно-коммунального хазяйства

Подача иска в суд формирует судебную практику.

Производство по исковым заявлениям представляет собой работу судебного органа, заключающуюся в исследовании и принятии решений относительно спорных ситуаций о интересах либо правах, которые возникли из любого рода правоотношений. Такой вид деятельности регулируется ГПК РФ.

Иск является защитным средством, применяемым на судебной стадии разрешения споров, с помощью которого происходит защита права, которое было оспорено либо нарушено, а также защита законных интересов. Иск представляет собой просьбу лица имеющего заинтересованность, которая сформулирована в качестве обращения, о разрешении спора материально – правового характера. Иск имеет своей целью защитить права субъекта правоотношений.

Прежде чем подавать обращение в суд убедитесь в соответствии требований, которые вы указали в иске, действующим нормам закона. Предоставьте доказательства требований, которые вы выдвинули. Соберите документы, которые будут подтверждать, что ваши права нарушены, в частности приложите экземпляр претензии, ответом на который является отказ исполнять ваши требования (при наличии у вас такового).

Форма иска, в которой вы должны его подать в суд, является письменной, то есть напишите иск от руки либо напечатайте. Обязательно поставьте свою подпись на иске, если у вас имеется представитель, который будет участвовать в судебном процессе – подпись должен поставить он. Также имейте в виду, что при наличии представителя, вам необходимо помимо прочих документов приложить к иску доверенность либо иной документ, который удостоверяет полномочия, имеющиеся у представителя.

Составляйте исковое заявление в таком количестве, сколько ответчиков будут участвовать в процессе.

В иске укажите его цену, которая представляет собой требования имущественного характера, которые были вами заявлены, выраженные в денежной форме.

Заметьте, статья 333.36 Налогового кодекса РФ говорит о том, что заявители, которые подают иск, связанный с нарушением потребительских прав, освобождаются от уплаты госпошлины по делам, которые будут рассмотрены мировыми судьями либо судами общей юрисдикции.

Когда организация, осуществляющая деятельность в сфере ЖКХ, не намерена исполнять предписанные судом требования по собственной воле – обратитесь в суд для получения исполнительного листа, после чего подайте его в службу судебных приставов совместно с заявлением.

Примеры из судебной практики:

Пример №1: Вдовин С.А., являющийся жителем республики Башкортостан обратился в суд с заявлением на управляющую компанию “Жилкомзаказчик”. В заявлении он выдвинул требования о возмещении ущерба, неустойки и морального вреда, которые были связаны с тем, что протекла кровля, чем был вызван физический ущерб его имуществу.

Суд в своем решении указал, что ответственным за протечку кровли является управляющая компания, при этом вывод суда был основан на основании представленных истцом фотографий и документов, содержащих сведения о ремонте здания.

Далее судебная коллегия, ссылаясь на статью 333 Гражданского кодекса, снизила сумму на ремонт, которую требовал истец, указав на то, что данная сумма является необоснованной.

В свою очередь неустойка и моральный ущерб были выплачены в полном объеме.

Пример №2: ТСЖ обратилось с заявлением в мировой суд с просьбой выдать судебный приказ, на основании которого будет взыскан долг по жилищным платежам и услугам ЖКХ, кроме того затраты, которые появились в связи с оплатой госпошлины. Суд, рассмотрев исковое заявление принял решение удовлетворить требования ТСЖ и выдал необходимый приказ. Через какое-то время это ТСЖ обратилось повторно в данный суд к судье, вынесшему первоначальное решение, с заявлением в котором содержалась просьба распределить судебные издержки, представленные затратами на услуги представителя. На этот раз ТСЖ получило отказ в удовлетворении требований. Решение судьи было обжаловано ТСЖ, однако вышестоящий суд не изменил решение, сославшись на правомерность принятого решения.

Суд отметил, что заявление о выдаче приказ обязательно должно содержать нормы, которые отражены в статье 127 Гражданско-процессуального кодекса. В данной статье отсутствуют сведения, которые касаются издержек, точнее их возмещения. Компенсирование издержек представляет собой действия судебной инстанции, нацеленные на возмещение расходов уполномоченному лицу.

Возврат денег за услуги.

О том, как составляется письменная претензия на возврат товара, читайте тут.

Из этого следует, получить данный вид компенсации могут:

  • Лицо, чью позицию поддержал суд и вынес соответствующее решение;
  • Свидетель;
  • Эксперт;
  • Третьи лица;
  • Специалист;
  • Переводчик;
  • Суд, в случаях указанных в статье 103 ГПК РФ.

Сторона, которая является проигравшей должна произвести компенсацию. Однако в ходе процесса, носящего приказной характер, сторон, как правило, не имеется. Из этого следует, что рассматриваемый вид расходов возмещается в рамках процесса, инициированного иском (определение Добрянского районного суда Пермского края от 09.07.2015 г. по делу № 11–37/2015) .

Однако имеет место и противоположный вид судебной практики в ЖКХ, где идет констатирование фактов того, что судебные издержки взыскиваются, особенно тогда, когда должник имеет возражений.

Какими законами регламентирована защита имеющихся у потребителей прав в области получения ими коммунальных услуг?

Помимо закона «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 отношения в сфере ЖКХ регулируют:

  • гражданским законодательством Российской Федерации;
  • жилищным законодательством Российской Федерации;
  • постановление Правительства Российской Федерации, принятое 13.08.2006 под номером 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;
  • постановление правительства под номером 253 от 28.03.2012 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг»;
  • постановление Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» совместно с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 под номером 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг».

Пункт 2 статьи 4 Жилищного кодекса РФ относит к участникам жилищных отношений граждан, юридических лиц, муниципалитеты, субъекты федерации и саму Российскую Федерацию.

Основные права и обязанности потребителя услуг ЖКХ

Учтите, что прежде чем выдвигать какие-либо требования к поставщику услуг в сфере ЖКХ, вам необходимо изучить закон «О защите прав потребителей». При этом имейте в виду, что знакомиться с законодательством необходимо на сайте, являющимся официальным, что связано с постоянными внесениями дополнений и изменений.

Однако, несмотря на то, что система законодательства постоянно изменяется, некоторые права не претерпевают изменений, в частности у вас имеется право:

  • требования возместить понесенные вами убытки, а также причиненный вред;
  • получить коммунальные услуги, которые будут предоставлены полностью и качество их будет надлежащим;
  • требования предоставить исполнителем сведений о том, каким образом был произведен расчет платы за услуги, при этом в расчете должны быть указаны все коэффициенты;
  • требования проведение проверок относительно качества предоставляемых услуг.

Не стоит забывать и про обязанности, имеющиеся у потребителей:

  • в срочном порядке сообщить поставщику услуг ЖКХ об обнаружении аварий либо каких-либо неполадок;
  • не устраивать препятствия для работников сферы ЖКХ при проведении проверок;
  • позволять работнику ЖКХ входить в жилье с целью снятия данных с приборов учета;
  • в установленный срок снимать показания с приборов учета и осуществлять оплату вовремя;
  • делать уведомление в организацию, предоставляющую услуги ЖКХ, о том какое количество человек проживает в квартире.

Также существуют запреты для потребителей:

  • снятие опломбировки со счетчиков;
  • эксплуатировать одновременно такое количество бытовых приборов, которые в своей сумме производят на электрическую сеть такую нагрузку, которая является превышение максимума;
  • самостоятельно производить демонтаж или отключение системы обогрева;
  • подключение приборов, которые устанавливаются посредством обхода систем учета.
Читайте так же:  Нюансы приватизации земли

Источники


  1. Контрольно-кассовая техника. Нормативные акты, официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 113 c.

  2. Майлис, Н. П. Моя профессия — судебный эксперт / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2014. — 168 c.

  3. Каландаришвили, З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи / З.Н. Каландаришвили. — М.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. — 172 c.
Закон о защите прав потребителей услуг жкх
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here